Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Биографический словарь (2000г.)
Статьи на букву "А" (часть 11, "АРС"-"АСТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 11, "АРС"-"АСТ")

Арсений (преподобный Комельский)

Арсений (преподобный Комельский) - см. в статье Арсении (святые русские) .

Арсений (преподобный Коневский)

Арсений (преподобный Коневский) - см. в статье Арсении (святые русские) .

Арсений (преподобный, родом из Ржева-Владимирова)

Арсений (преподобный, родом из Ржева-Владимирова) - см. в статье Арсении (святые русские) .

Арсений Сатановский

Арсений Сатановский, справщик и переводчик книг Никоновского времени, воспитанник киевской академии, иеромонах Киево-Братского монастыря. В 1649 году А. был вызван вместе с Епифанием Славинецким в Москву. Ему приписываются переводы с латинского Мафрета, "О граде Царском" (Константинополе) и "Козмография иже глаголется описание" (вместе с Епифанием Славинецким). Ему же, быть может, принадлежит "Зерцало духовное", хранящееся в Синодальной библиотеке (№ 329).

Арсений Суханов

Арсений, Суханов, иеромонах, строитель Троицко-Сергиева Богоявленского монастыря и келарь Троицко-Сергиевой лавры. Когда гостивший в Москве, в начале 1649 года, иерусалимский патриарх Паисий указал царю и патриарху Иосифу на многие отступления московского богослужения от чинов и обрядов восточной церкви, и в особенности на неправильность двуперстия в крестном знамении, было решено послать на Восток верного человека, который изучил бы вопрос на месте. Это поручение было возложено на старца А. Вместе с Паисием он в июне 1649 года выехал в Яссы, побывал на Афоне и, вернувшись в декабре 1650 года в Москву, представил в Посольский приказ отчет о своем путешествии, названный им "Статейным списком", к которому приложил еще "Прения о вере" с афонскими старцами (напечатано Белокуровым в "Христианском Чтении" в 1883 году, № 11 - 12). В феврале 1651 года А. предпринял второе путешествие на Восток. На этот раз он посетил Константинополь, Хиос, Родос и другие острова греческого архипелага, проник в Египет и Иерусалим и через Малую Азию и Кавказ вернулся в июне 1653 года в Москву. Представленный им царю отчет он назвал "Проскинитарием", т. е. поклонником (издано профессором Ивановским , Казань, 1870). Через год А. было поручено доставить в Москву возможно большее количество древнегреческих рукописей, которые были необходимы патриарху Никону для предпринятого им исправления богослужебных книг. Благодаря богатой "милостыне", которой его снабдили, А. удалось вывезти из Афона и других мест 700 драгоценнейших рукописей, которые до сих пор считаются украшением московской Синодальной библиотеки. Из Иерусалима А., по просьбе Никона, привез модель большого храма Воскресения Христова, которая послужила образцом при построении большой Воскресенской церкви в Ново-Иерусалимском монастыре. А. умер в 1668 году. В своих отчетах А. является мелким ритуалистом, ставящим на одну доску незначительные богослужебные обрядности и важнейшие догматы христианства. Мрачными красками описывает он испорченность восточного духовенства, его приниженность и угодливость. Вместо того, чтобы скорбеть об упадке восточной церкви, стонавшей под тяжким турецким игом, он с каким-то злорадством отмечает, что вера-де испортилась не у нас, а на Востоке. Вопрос о крестном знамении составляет главное содержание "Прений о вере". По словам А., афонские старцы не могли привести ни одного сколько-нибудь веского довода против двуперстия. Понятно, что сочинения его дали приверженцам "старой веры" сильное оружие против новшеств Никона и получили широкое распространение в раскольничьей среде, где, впрочем, подверглись многочисленным искажениям. - Ср. С.А. Белокуров, "Арсений Суханов". Исследование т. I. Биография А. Суханова. Напечатано в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских" (1891) и отдельно.

Арсеньев Александр Васильевич

Арсеньев, Александр Васильевич (1854 - 1896), писатель. По окончании курса в гимназии А. поступил приказчиком в книжный магазин, где пополнял чтением недостатки систематического образования. Его рецензии помещались в "Библиотеке дешевой, общедоступной", "Детском Саде", "Деле" и "Русском Мире". В "Пчеле" Микешина А. писал фельетоны под псевдонимом Аз, Рцы, Слово, а также помещал стихотворения и биографии (например, Погосского ). В 1877 году он переселился в Вильно и был главным сотрудником "Виленского Вестника" и "Сельского Чтения". Вернувшись в Петербург, писал в газетах и в иллюстрированных и юмористических журналах. В 1882 году издал графическую карту истории нашей литературы, с прибавлением "Словаря писателей древнего периода русской литературы". "Словарь русских писателей среднего периода" (1700 - 1825) вышел в 1887 году. В 1884 году А. с художником Шпаком издавал художественный детский журнал "Весна": вышло только 6 номеров. В 1885 - 86 годах сотрудничал в "Новостях", а затем почти исключительно посвятил себя популярным историческим статьям и исторической беллетристике, как-то: "Суды царя Ивана Грозного" ("Новь", 1887), "Древние русские послы за границей", "Арина боярышня" (поэма в стихах), "Отставной майор Курицын, волшебная сказка", "Ариша уточка", "Французинка" и др. Из детских рассказов А. заслуживают особого внимания "Герои Севастополя" и "Из жизни и истории" (2-е изд., 1901).

Арсеньев Илья Александрович

Арсеньев, Илья Александрович, журналист (1820 - 87). В доме отца А. встречал не только представителей московской знати, но и выдающихся литературных деятелей - Дмитриева , Пушкина , Лермонтова и других. Воспитанием его одно время руководил Надеждин . Образование А. получил в Московском университете; служил в канцелярии московского генерал-губернатора. В конце 1850-х годов А. оставил службу и сделался журналистом. Статьи его, большей частью по акционерным вопросам, появлялись в "Северной Пчеле". В начале польского восстания наместник граф Ламберт предложил ему ехать в Варшаву и оттуда писать корреспонденции; но русские газеты их не принимали, и они печатались только в субсидированных брюссельских газетах "Le Nord" и "L'independance Belge". В 1864 году А. вернулся в Петербург и короткое время сотрудничал в официозной газете "Северная Почта". Вскоре он принялся за издательскую деятельность и основал "Петербургский Листок" и "Петербургскую Газету". В конце 1860-х годов из-за ряда скандалов на почве шантажа, денежных недоразумений с сотрудниками и т. п., не раз доходивших до суда, А. должен был оставить Петербург и переехал в Москву. Впоследствии он возвратился в Петербург, но в печати участия уже не принимал. В 1886 году в "Историческом Вестнике" помещены отрывки из его воспоминаний.

Арсеньев Иоанн Васильевич

Арсеньев, Иоанн Васильевич, родился в 1862 году, духовный писатель, священник, воспитанник Московской духовной академии. Труды А.: "Ультрамонтанское движение в текущем столетии до Ватиканского собора включительно" (Харьков, 1895, магистерская диссертация); "О равночестном почитании св. креста четвероконечного и осьмиконечного" (М., 1889); "Старокатоличество и его отношение к православию" (М., 1892); "Гармоническое сочетание между верой и знанием возможно только в истинном христианине" (М., 1897); "Позволительно ли делать в чиноположениях церковных изменение" (беседа со старообрядцами, М., 1896); "От Карла Великого до реформации" (М., 1909 - 1910).

Арсеньев Константин Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арсеньев Константин Константинович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арсеньев Флегонт Арсеньевич

Арсеньев, Флегонт Арсеньевич, этнограф. Родился в 1832 году. В 1867 году занял место секретаря вологодского статистического комитета. Состоит чиновником по крестьянским делам Устьсысольского уезда Вологодской губернии. Литературные труды А. посвящены географическо-статистическому описанию и изучению быта Вологодского и Пришекснинского края; печатались они в местных и столичных журналах и изданиях. Отдельно им изданы: "Речная область Шексны" (Ярославль, 1866); "Зыряне и их охотничьи промыслы" (М., 1873); "Очерк кустарных промыслов в Вологодской губернии" (Вологда, 1882); "Охотничьи рассказы" (2-е изд., М., 1885).

Арсеньева Варвара Михайловна

Арсеньева, Варвара Михайловна, младшая дочь стольника и якутского воеводы Михаила Афанасьевича А. Старшая сестра ее, Дарья Михайловна, в 1706 году вышла замуж за князя А.Д. Меншикова , но еще до замужества сестры между А. и князем установились близкие отношения. Меншиков ничего не предпринимал, не посоветовавшись с А., не отличавшейся красотою, но одаренной живым умом и обладавшей прекрасным для того времени образованием. После обручения старшей дочери Меншикова с Петром II А. была назначена обер-гофмейстериной двора ее племянницы, государевой невесты. Когда в сентябре 1727 года Меншиков был отправлен с семейством в раненбургскую ссылку, она последовала туда за Меншиковыми. Посланный вдогонку из Петербурга капитан Шушерин настиг Меншиковых в Клину и повез А. в Александровскую слободу (ныне город Владимирской губернии), в Успенский монастырь. В 1728 году было решено Меншикова с семьей отправить в Березов, а А. "послать в белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и там ее постричь при унтер-офицере, который ее повезет". А. была наречена Варсонофией. В Горицком монастыре за ней зорко смотрели. Она умерла в 1729 году.

Арсеньева Надежда

Арсеньева, Надежда (урожденная Камынина, умерла в 1855 году), писательница. Печатала стихотворения в сборнике "Раут" (1851) и др. Во время севастопольской кампании сочиняла патриотические стихотворения, между прочим одно (не изданное), полное укоризн по адресу А.С. Хомякова : "Стыдись, о сын неблагодарный".

Арсеньевы

Арсеньевы (в старину также Орсеньевы), древнейший дворянский род, имеющий своим родоначальником Аслана-Мурзу-Челибея, выехавшего из Золотой Орды с 300 татар к великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому в 1389 году и принявшего православие с именем Прокопия. От старшего его сына, Арсения, прозвищем Исупа (Юсупа), произошли А. и Юсуповы ; от второго, Якова, - Яковцовы, Кременецкие и Ждановы ; от третьего, Льва, - Ртищевы , Сомовы и Павловы . В XVI и XVII веках А. владели поместьями во многих местах и служили в детях боярских, в городовых дворянах, стряпчими, стольниками и воеводами. В XVIII и XIX веках наиболее известные из А.: Василий Михайлович, от флота генерал-адъютант (1727), тайный советник (1731), командир фрегата "Россия", временно заведовавший петербургской академией и московской школой (1732). - Сестра его, Варвара Михайловна , свояченица князя А.Д. Меншикова (см.). - Дарья Михайловна, сестра предыдущей, супруга князя А.Д. Меншикова, скончалась в Казани в 1728 году. - Михаил Андреевич (1780 - 1838), боевой генерал, особенно отличившийся в Отечественную войну. - Николай Дмитриевич (1754 - 1796), боевой генерал, сподвижник Суворова , умерший от ран, полученных при взятии Измаила. - Илья Александрович (1823 - 1887), писатель (см.). - Александр Иванович, масон, писатель, директор училищ Курской губернии и товарищ министра уделов (в начале XIX столетия). - Николай Иванович (1760 - 1830), курляндский губернатор, дважды принимавший французского короля Людовика XVIII. - Дмитрий Сергеевич (родился в 1832 году), генерал-адъютант, адмирал, бывший директор морского корпуса; Алексей Александрович (родился в 1849 году), тайный советник, бывший тульский губернский предводитель дворянства, член Государственного совета. - Род дворян А. записан в VI часть родословных книг губерний: Тульской, Московской, Смоленской, Тверской, Орловской, Владимирской, Курской, Самарской и Рязанской и в матрикулах курляндского дворянства (Николай Иванович А.). По официальным же данным, представленным в департамент герольдии, только московские, тульские и смоленские А. происходят от одного родоначальника, остальные происходят от различных родоначальников; например, курские А. - от Силы Кузьмича А., тверские и владимирские - от Степана Ивановича А. (1627).

Артамонов Гавриил

Артамонов, Гавриил, раскольник, московский купец, действовавший в начале XVIII столетия. Сначала был приверженцем Федосеевского согласия, потом пристал к партии новоженов, управляя московской общиной этого толка, получившего прозвище Гавриловой церкви или Артамоновщины.

Артари Александр Петрович

Артари, Александр Петрович, ботаник. Родился в Москве в 1858 году. Поступив вольнослушателем в Московский университет, работал под руководством профессора Горожанкина . В Базеле получил степень доктора философии. С 1894 года состоит приват-доцентом Московского университета; преподает анатомию и физиологию растений в Императорском техническом училище. Первые работы А. касаются флоры водорослей Московской губернии (1885 - 1886). После небольшой работы о Nuclearia (1889) А. опубликовал работу о водяной сетке (1890) и исследование о протококковых водорослях (1892). В 1896 году появилась работа его о новом виде дрожжей (Saccharomyces Zopfii). С 1897 года А. перешел к физиологии низших водорослей. Сюда принадлежат статьи о питании гонидиев лишайников органическими соединениями, о физиологических расах у зеленых водорослей, об образовании хлорофилла водорослями и (магистерская диссертация) о питании водорослей органическими соединениями (1902).

Артемий Веркольский

Артемий Веркольский, праведный отрок (1532 - 1545). Через 28 лет после смерти мощи А. обретены нетленными и положены в приходской Веркольской церкви Св. Николая. В разные годы мощи А. были освидетельствованы по распоряжению новгородских митрополитов. Царь Алексей Михайлович разрешил построить на месте обретения мощей, на берегу реки Пинеги, в 151 версте от города того же имени, монастырь, в который в 1649 году были перенесены мощи. Житие А. и служба ему имеются в списках XVII и XVIII веков. Веркольский монастырь был упразднен в 1764 году. Мощи А. почивают под спудом в каменной церкви, построенной в 1793 году во имя преподобного отрока. Память А. 23 июня и 20 октября.

Артемовский-Гулак Петр Петрович

Артемовский-Гулак, Петр Петрович, талантливый украинский поэт. Родился 16 января 1790 года, в местечке Городище, Черкасского уезда, Киевской губернии. Сначала учился в киевской академии, потом в Харьковском университете, где преподавал польский язык, русскую историю, географию и статистику; защитив магистерскую диссертацию: "О пользе истории вообще и преимущественно отечественной и о способе преподавания последней", занял кафедру русской истории; одно время читал статистику; с 1841 по 1849 год был ректором университета. Состоял также инспектором харьковского института благородных девиц. Умер 1 октября 1866 года. Его рассказы в стихах: "Пан та собака" (напечатан в "Украинском Вестнике"), "Солопия та Хивря", "Тютхий та Чванько" и другие доставили автору большую известность среди украинцев, особенно первый, в котором изображен произвол пана по отношению к крепостными крестьянам. Несмотря на то, что стихи написаны ямбом, не свойственным украинской народной поэзии, они очень звучны. В журнале "Славянин" в 1827 году помещена переведенная А.-Гулаком из Мицкевича баллада "Твардовский". В украинской литературе за А.-Гулаком признается заслуга развития малорусского слова, после Котляревского . Произведения его изданы полностью в 1878 году в Киеве, под заглавием: "Кобзарь Гулак-Артемовского", под редакцией профессора Потебни , и в более полном собрании во Львове в 1904 году под редакцией Романчука . В "Пан та собака" и в "Суплике до Квитки" А.-Гулак выступает решительным противником крепостничества. Посылая Квитке свою сатиру "Пан та собака", А.-Гулак прямо ставил вопрос "дочи ж буде нас зле панство зневажити". А.-Гулак находил, что и сам Квитка "буцим на пана бакрививсь"; но, вместе с тем, он признал и оценил в Квитке его народнические стремления, глубокий его демократизм; он хвалит этого писателя за то, что он "не сбился з панталыку", что в селе никто от него не плакал. Протест А.-Гулака против крепостничества представляется одним из самых ранних по времени; он не остался без влияния на последующих украинских писателей, в частности на того же Квитка, который чутко отнесся к высказанной А.-Гулаком еще в 1818 году просьбе: "не дай загинуть нам, не дай з нас кепковати" (т. е. насмехаться), и энергично принялся за составление повестей и драм на малорусском языке. Вообще и литературно, и лично А.-Гулак имел влияние на развитие в 1830-х - 40-х годах украинской харьковской школы ученых и писателей: Метлинского , Костомарова , Срезневского . Метлинский жил в семье А.-Гулака и пользовался его поддержкой при вступлении в университет. Костомаров был его гостем. Другая ценная черта в личности и литературной деятельности А.-Гулака состояла в его сочувственном отношении к женскому образованию. В 1819 году, в рассказе "Солопий та Хивря", А.-Гулак обрушился на врагов женского образования в такой резкой форме:

Артемовский-Гулак Семен Степанович

Артемовский-Гулак, Семен Степанович, оперный певец (баритон) и композитор. Малоросс родом, после обучения пению в Италии поступил в императорскую русскую оперу в Петербурге, где пробыл с 1842 года по 1864 год, исполняя разнообразные партии иностранного и русского репертуара. Лучшими партиями его были Руслан (в опере Глинки ), Дон-Жуан (в опере Моцарта) и особенно Москаль-Чаривник. Его опера "Запорожец за Дунаем", поставленная впервые 25 мая 1863 года в Петербурге, имела в свое время успех. Ее партитура (в копии) и партии хранятся в центральной библиотеке Императорских театров в Петербурге. Он написал также несколько романсов.

Артемьев Александр Иванович

Артемьев, Александр Иванович, русский статистик, археолог, этнограф и географ (1820 - 74). Окончил курс в Казанском университете кандидатом восточной словесности по китайскому отделу. За диссертацию "Имели ли варяги влияние на славян, и если имели, то в чем оно состояло?" (Казань, 1845), получил степень магистра русской истории; в этом труде А. отрицает влияние варягов на культуру славян. С 1844 по 1852 год был редактором "Казанских Губернских Ведомостей", в которых много его статей о казанских достопримечательностях. С 1852 года служил в Петербурге в министерстве внутренних дел, работая по статистике России. Участвовал в составлении "Списков населенных мест Российской империи" (Казанской, Ярославской и других губерний); составил "Обозрение трудов императорского русского географического общества" (СПб., 1873, по случаю 25-летия этого общества). Им же составлено "Описание рукописей библиотеки Казанского университета" (СПб., 1882, издано профессором Е.Е. Замысловским после его смерти). А. принимал участие в археологических съездах: в Москве (1869) и С.-Петербурге (1871). Участвовал в "Русском Дневнике" (П.И. Мельникова ), "Северной Почте" и других.

Артемьев Алексей Артемьевич

Артемьев, Алексей Артемьевич, переводчик; учился в Московском университете. Умер в 1820 году в глубокой старости. Составил "Краткое начертание Римских и Российских прав", по лекциям Дильтея (М., 1768). Перевел: Дильтея, "Начальные основания вексельного права", с латинского, в сотрудничестве с Борзовым, "под смотрением" д-ра Десницкого (М., 1768; 6-е изд., Владимир, 1801); "Добродетельная душа, или Нравоучительные правила в пользу и поучение юношества", с французского (СПб., 1777; 2-е изд., М., 1782).

Артемьев Прокопий Иванович

Артемьев, Прокопий Иванович (1733 - 1811), гравер на меди. Учился в рисовальной палате при Академии Наук, у Ивана Соколова , Шмидта , Качалова и Родича. Исполнил много гравюр - видов петербургского дворца (по рисункам Махаева ), изображений погребальных церемоний императрицы Елизаветы и пр.

Артемьевы

Артемьевы, два древних дворянских рода А., из которых один имеет родоначальником Ивана Васильевича А., родом новгородца, участника взятия Казани (1552) и строителя города Уфы. Праправнук его, Илья Михайлович, в 1681 году был верстан поместным окладом в нынешних Уфимской и Оренбургской губерниях. Его потомки записаны в VI часть родословных книг названных губерний. Другой род А., происходящий от бригадира Василия Васильевича А. (1791), записан в I часть родословных книг губерний Смоленской и Тульской.

Артемьевы-Кареловы

Артемьевы-Кареловы (собственно Кареловы, но писались и Артемьевыми, а с 1818 года А.-Кареловыми), древний дворянский род, восходящий к началу XVII века. Родоначальник его Григорий Артемьевич Карелов проходил казачью службу с 1616 года в Каширском полку. Род записан в VI части родословной книги Тульской губернии.

Артоболевские (И.А., С.А.)

Артоболевский: 1) Иоанн Алексеевич, духовный писатель (родился в 1872 году), священник; образование получил в Московской духовной академии. В 1899 году А. защитил магистерскую диссертацию: "Первое путешествие св. апостола Павла с проповедью Евангелия. Опыт историко-экзегетического исследования" (Сергиев-Посад, 1900). Другие труды А.: "К вопросу о разработке священно-исторического материала для жизнеописания св. апостола Павла" ("Богословский Вестник", 1899, № 12), "О именуемом Феодоритовом слове" (М., 1894), "Проконсул Сергий Павел и волхв Вариисус" ("Вера и Разум", 1897) и др. - 2) Сергей Алексеевич, духовный писатель (родился в 1877 году), священник; образование получил в Московской духовной академии. Его труды: "Архиепископ Варлаам: о церковном круге" ("Русский Архив", 1903); "Из истории борьбы с расколом в Олонии в первой половине XIX столетия" (Петрозаводск, 1903); "Забытый полемист XIX столетия" (Рязань, 1903); "Игнатий, архиепископ воронежский, и его пастырско-миссионерская деятельность" (Уфа, 1904); "Преосвященный Варлаам, епископ архангельский и вице-адмирал Бойль. Эпизод из истории русско-турецкой войны" ("Русская Старина", 1905); "Св. Василий, архиепископ новгородский", историко-биографический очерк из церковной жизни Новгорода в XIV веке (М., 1905).

Артоболевский Иоанн Алексеевич

Артоболевский Иоанн Алексеевич - см. в статье Артоболевские (И.А., С.А.) .

Артоболевский Сергей Алексеевич

Артоболевский Сергей Алексеевич - см. в статье Артоболевские (И.А., С.А.) .

Артюховы

Артюховы, древний русский дворянский род, ведущий начало от Прокофия Андреевича А., верстанного поместным окладом в 1628 году и имевшего двух сыновей: Василия и Алексея, от которых и пошли А. Род записан в VI часть родословных книг Курской и Тульской губерний.

Архангельские (А.А., А.П., А.С., Г.И., К.Ф., М.Ф.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Архангельский Александр Андреевич

Архангельский Александр Андреевич - см. в статье Архангельские (А.А., А.П., А.С., Г.И., К.Ф., М.Ф.) .

Архангельский Александр Петрович

Архангельский Александр Петрович - см. в статье Архангельские (А.А., А.П., А.С., Г.И., К.Ф., М.Ф.) .

Архангельский Александр Семенович

Архангельский Александр Семенович - см. в статье Архангельские (А.А., А.П., А.С., Г.И., К.Ф., М.Ф.) .

Архангельский Григорий Иванович

Архангельский Григорий Иванович - см. в статье Архангельские (А.А., А.П., А.С., Г.И., К.Ф., М.Ф.) .

Архангельский Константин Федорович

Архангельский Константин Федорович - см. в статье Архангельские (А.А., А.П., А.С., Г.И., К.Ф., М.Ф.) .

Архангельский Михаил Ферапонтович

Архангельский Михаил Ферапонтович - см. в статье Архангельские (А.А., А.П., А.С., Г.И., К.Ф., М.Ф.) .

Архангельский Ник. Мих.

Архангельский (Ник. Мих.) - родился в 1787 году, учился в Харьковском университете, в котором с 1818 - 1826 был адъюнктом, а с 1826 - 1830 ординарным профессором математики. Умер в 1857 году. А. обогатил нашу математическую литературу переводами некоторых трудов Эйлера, Боссю, Пуассона и других.

Архангельский Сергей Константинович

Архангельский (Сергей Константинович) - педагог. С 1901 года редактирует и издает журнал "Ручной Труд", посвященный "кустарно-ремесленной и сельскохозяйственной промышленности и торговле". Главный его труд: "Вопросы физического воспитания в дошкольном возрасте" (приложение к журналу "Ручной Труд", 1904). В составленных им отчетах о московских городских попечительствах сделана подробная разработка статистических данных о бедных, пользовавшихся помощью попечительств.

Архаров Иван Петрович

Архаров Иван Петрович - см. в статье Архаровы .

Архаров Николай Петрович

Архаров Николай Петрович - см. в статье Архаровы .

Архаровы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Архипов Абрам Ефимович

Архипов Абрам Ефимович - см. в статье Архиповы (А.Е., А.Н., П.П.) .

Архипов Александр Николаевич

Архипов Александр Николаевич - см. в статье Архиповы (А.Е., А.Н., П.П.) .

Архипов Петр Петрович

Архипов Петр Петрович - см. в статье Архиповы (А.Е., А.Н., П.П.) .

Архиповы

Архиповы, древний русский дворянский род, восходящий к первой половине XIII века и записанный в VI часть родословных книг губерний Московской и Пензенской.

Архиповы (А.Е., А.Н., П.П.)

Архипов: 1) Абрам Ефимович (родился в 1862 году), художник, сын мещанина Рязанской губернии. Окончил курс в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Постоянно экспонирует на выставках передвижников. Несколько его картин бытового характера находятся в Третьяковской галерее и в музее Александра III . - 2) Александр Николаевич, берггауптман и помощник горного начальника Гороблагодатских заводов (1788 - 1836). Воспитывался в горном корпусе. Первый приступил на Урале к обработке платины, приготовляя платинистую булатную сталь. Напечатал: "Геогностическое обозрение округа Гороблагодатских заводов" ("Горный Журнал", 1833). - 3) Петр Петрович, видный деятель по переселенческому делу. Родился в 1858 году, окончил Константиновский межевой институт. Служил сначала на Алтае, по управлению кабинетскими землями. В 1884 году был назначен одним из первых четырех переселенческих чиновников на Тюменский пункт, который до 1894 года оставался главным узловым пунктом переселенческого движения в Сибирь. Здесь, в особенности в 1890 - 91 годах, на А. лежала тяжелая работа: не располагая почти никакими материальными средствами, он пропускал до 90000 человек в год, причем скопление переселенцев на пункте, за неорганизованностью перевозки, превышало по временам десять тысяч. В 1894 году А. был перемещен в Челябинский узловой пункт, который он организовал и которым заведовал до 1902 года; затем он был назначен заведующим переселенческим делом на Дальнем Востоке. В настоящее время занимает должность уполномоченного главного управления землеустройства на Кавказе.

Арцимович Виктор Антонович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арциховский Владимир Мартынович

Арциховский, Владимир Мартынович, ботаник. Родился в 1876 году; учился на естественном факультете московского и СПб. университетов. Оставленный при СПб. университете по кафедре ботаники, занимается, главным образом, вопросами морфологи растительных организмов. Кроме преподавательской деятельности в СПб., был неоднократно лектором на летних учительских курсах (в Москве, Курске, Новгороде). Магистр ботаники. С 1908 года состоит профессором ботаники в Донском политехническом институте в Новочеркасске.

Арцруни Андрей Еремеевич

Арцруни, Андрей Еремеевич, известный минералог (1847 - 98). Воспитывался в Германии, слушал лекции в Петербургском и Дерптском университетах; в последнем окончил курс и приобрел степень магистра минералогии и геогнозии. Был ассистентом при кафедре минералогии в высшей политехнической школе в Аахене. Состоял членом-корреспондентом Императорской Академии Наук. Научные работы А. (числом более 50) представляют преимущественно кристаллографические и минералогические исследования. Ему принадлежит книга "Physikalische Chemie der Krystalle" (1893).

Арцруни Григорий

Арцруни, Григорий, известный армянский публицист (1845 - 92). Внук выходца из Турецкой Армении, Георга-аги А., переселившегося из Вана в Закавказье в 1813 году, и сын генерала русской службы, Григорий А. принадлежал к семье, которая производила себя от древнего княжеского рода А., сыгравшего заметную роль в пору существования армянского царства, но при магометанском владычестве утратившего свой титул и привилегии. И дед и отец его, занимаясь практической деятельностью, располагая значительными средствами и недвижимым имуществом, немало внимания уделяли общественным вопросам, распространению просвещения среди армян, школьному делу; оба они пробовали свои силы и на поприще литературы, хотя и не принадлежали к профессиональным литераторам. А. родился в Москве; в раннем детстве он почти не знал родного языка, получая домашнее воспитание и образование в русском и французском духе; впоследствии восполнил этот пробел самостоятельными занятиями по армянскому языку и словесности (между прочим - у венских и венецианских мхитаристов). Среднее образование А. получил в тифлисской гимназии, высшее - сначала в университетах Московском и Петербургском, потом в Цюрихе, Женеве, Гейдельберге; изучал политические и естественные науки, слушал лекции Блюнчли, Трейчке, Гельмгольца, Вундта и навсегда остался почитателем германской культуры. В Гейдельберге он получил степень доктора философии и политической экономии. Литературная и публицистическая деятельность А. началась в 1865 году; сначала он сотрудничал в тогдашних органах армянской печати - "Мегу Айастани" (Пчела Армении) и "Айкаган Ашхар" (Армянский мир), обнаруживая темперамент публициста и прогрессивное миросозерцание (так, он отстаивал необходимость общедоступных лекций, совместное обучение двух полов, женскую эмансипацию). В 1872 году стала выходить в Тифлисе его газета "Мшак" (Работник), явившаяся идейной преемницей московского журнала "Северное Сияние" (1858 - 64), скоро ставшая одним из главных армянских органов и издававшаяся им, с небольшим перерывом, вплоть до конца его жизни. "Мшак", в котором сотрудничали крупные литературные силы, а в публицистическом отделе принимал деятельное участие сам А., затрагивал животрепещущие вопросы, стоял за широкое распространение образования, развитие армянской литературы, прессы, театра, подъем материального благосостояния крестьянства, реформы в области церковных дел, сближение закавказских армян с турецкими и т. д. "Мшак" вскоре стал пользоваться значительным авторитетом. Сторонники противоположного направления склонны были обвинять А. в излишнем космополитизме и нежелании считаться с национальными особенностями и историческими традициями армянского народа. - См. монографию Лео, "Григорий А." (Тифлис, 1902 - 3; по-армянски). На русский язык переведены его рассказы "Эвелина" (Баку, 1894) и "Там и здесь" ("Обзор" 1878 год, № 143 - 146).

Арцыбашев Андрей Гаврилович

Арцыбашев, Андрей Гаврилович, московский дьяк XVI века. В 1576 году А. и князь Захарий Иванович Сугорский отправлены послами к императору Максимилиану II. Целью посольства было выяснение отношений Германской империи и Москвы по вопросу о замещении незанятого в то время польского престола. Послы должны были выразить готовность московского царя содействовать избранию на польский престол австрийского принца Эрнеста при условии, что, если поляки и литовцы не изберут себе одного государя, "Литовское бы Великое Княжество и с Киевом и что к нему городы" отошли бы к государству Московскому. Последнее требование основывалось на том, что сам царь являлся претендентом на польскую корону для себя или для одного из своих сыновей. Относительно Ливонии послы должны были заявить желание царя, чтобы император за нее не вступался, так как она исстаринная вотчина царя. А. подробно описал в поданном им статейном списке путь посольства, прием его кесарем и переговоры. Максимилиан II принял московское посольство очень торжественно в Регенсбурге 16 июля 1576 года. Послы имели у императора еще 4 аудиенции, но после последней аудиенции император заболел и через 6 недель скончался. А. был богато одарен и отправлен обратно. Это посольство оставило впечатление в Европе; в память его было выгравировано изображение всех его членов с их именами (А. назван на медали Andre Gawrilowitz Ertzy Buschuf). По возвращении в Москву А. служил дьяком в Разрядном приказе и в приказе Большого прихода и старшим дьяком в Великом Новгороде. В 1593 году за самовольное завладение какими-то поместьями у А. они были отобраны и он удален со службы, но в 1599 году вновь поступил на службу в приказ Большого прихода. Подпись А. находится в числе скреп на грамоте избрания на царство Бориса Годунова . Умер, вероятно, около 1603 года. - См. Н.П. Лихачев , "Разрядные дьяки XVI века" (СПб., 1888).

Арцыбашев Михаил Петрович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арцыбашев Николай Сергеевич

Арцыбашев, Николай Сергеевич, русский историк (1773 - 1841). Образование получил в немецком пансионе в Петербурге. Недолго состоял в военной службе. Службу начал в лейб-гвардии Семеновском полку. Главный труд А.: "Повествование о России" издан московским Обществом истории и древностей под наблюдением Погодина (3 т., Москва, 1838 - 43); он обнимает историю России с древнейших времен по 1698 год; четвертая, не оконченная часть, не издана до сих пор. Ему принадлежит еще ряд исследований по русской истории, изданных как отдельно, так и в исторических сборниках и периодических изданиях: "О первобытной России и ее жителях" (СПб., 1809); "О степени доверия к истории, сочиненной кн. Курбским" ("Вестник Европы", 1811 год, ч. CXVII, № 12); "О свойствах царя Ивана Васильевича" (там же, ч. CXIX, № 18); "Замечания на Историю государства Российского Карамзина" ("Московский Вестник", 1828, ч XI, № 19 - 20, ч. XII, № 21; 1829 год, ч. III) и др. А. принадлежал к скептической школе русской историографии. Труды его не задаются ни философскими, ни художественными целями; он стремится лишь к критике фактов и к возможно точной передаче текста источников, очищая историю от всякого рода басен и сомнительных преданий. Этим объясняются его критические статьи, направленные против Карамзина . Они вызвали горячую полемику и причинили много неприятностей как А., так и Погодину, печатавшему их в своем журнале. Между прочим, А. послужил мишенью для едкой сатиры князя П.А. Вяземского ("Московский Телеграф", 1828, № 19). Но труды А. высоко ценились такими археографами, как Строев и канцлер Румянцев , и такими историками, как Соловьев и Бестужев-Рюмин . "Повествование" А. представляет свод тщательно собранных и сверенных известий и цитат из летописей и других источников и до сих пор не потеряло интереса для науки. - См. Иконников , "А. и Устрялов" в "Русском Архиве" 1886, т. III; "Русский Биографический Словарь", т. II.

Арцыбашевы

Арцыбашевы (также Арцыбышевы и Арцыбушевы), старинный русский дворянский род, ведущий свое начало от Петра Кашпарова сына А., приехавшего к великому князю московскому Василию Ивановичу из Литвы. Сын его, Григорий Петрович А., был убит в 1552 году под Казанью; внуки, Василий (Невзор) и Матвей (Торопец), были испомещены в Московском уезде. Потомки их записаны в VI часть родословных книг губерний Московской и Казанской. Другая довольно обширная ветвь Арцыбашевых записана по Тверской и Новгородской губерниям. Арцыбашевы, ведущие, по официальным данным, происхождение от Бориса Козьмича А., верстанного поместным окладом в 1635 году, записаны в VI часть родословной книги Курской губернии. Есть еще несколько дворянских родов А. более позднего происхождения. В. Р-в.

Арцыбушев Николай Васильевич

Арцыбушев, Николай Васильевич, русский композитор, присяжный поверенный. Родился в 1858 году. Музыкальное образование получил в спб. консерватории у Н.А. Римского-Корсакова (теория композиции). Из немногочисленных произведений А., отличающихся солидной техникой и вкусом, изданы: "Характеристическая полька" и "Вальс-фантазия" для оркестра; 3 мазурки, вальс, прелюдия и другие пьесы для фортепиано; 14 романсов для голоса с сопровождением фортепиано. Участвуя в коллективных сочинениях русских композиторов так называемого "Беляевского" кружка, он написал одну вариацию в серии "вариаций на русскую тему" (1901) для оркестра и другую - в серии вариаций тоже на русскую тему для струнного квартета; серенаду в сборнике "Пятницы" для струнного квартета и одну фигуру в кадрили "Шутка" для фортепиано в 4 руки. Ему же принадлежат переложения оркестровых сочинений Мусоргского , Римского-Корсакова и другие для фортепиано в 4 руки. - Состоит товарищем председателя дирекции спб. Отделения Императорского Русско-Музыкального Общества и (с 1907 года) председателем учрежденного, по завещанию М.П. Беляева , "Попечительного Совета для поощрения русских композиторов и музыкантов".

Арчаковские

Арчаковские, древний русский дворянский род, восходящий ко второй половине XVII века и записанный в VI часть родословной книги Тамбовской губернии.

Аршеневские

Аршеневские, старинный русский дворянский род, восходящий к первой половине XVII века и записанный в VI часть родословных книг губерний Смоленской и Черниговской. По словам родословной книги (изд. "Русская Старина") Аршеневские литовского происхождения. Федор Аршеневский, шляхтич в воеводстве Смоленском, имел сына Николая, который, по занятии Смоленска русскими войсками в 1654 году, вступил в русскую военную службу и был подполковником. - Правнук Николая Федоровича, Исай Захарьевич, был, в царствование императрицы Елизаветы , смоленским губернатором; но в царствование императрицы Екатерины II обвинен в лихоимстве. - Сын его, Петр Исаевич, был также смоленским губернатором и генерал-поручиком; умер в 1803. - Яков Семенович Аршеневский (1771 год) был при императрице Елизавете обер-кригс-комиссаром, а при Екатерине II генерал-поручиком и нижегородским губернатором. Он имел трех сыновей: Николая Яковлевича, бывшего астраханским губернатором при императоре Павле I и умершего в 1802 году, Петра Яковлевича, бывшего московским губернатором, умер в 1812 году, и Илью Яковлевича, бывшего председателем мануфактур-коллегии, а потом сенатором и почетным опекуном петербургского Воспитательного дома; умер в 1820 году. Указом императора Александра I , 10 июля 1801, дозволено "московскому губернатору, тайному советнику Петру Аршеневскому, с согласия родных братьев его - тайных советников Николая и Ильи, передать имя и герб Аршеневских воспитаннику своему, поручику Илье Городецкому".

Аршеневский Василий Кондратьевич

Аршеневский, Василий Кондратьевич, математик (1758 - 1808). Заслуживает внимания как хороший педагог, внесший в свое преподавание логическую стройность, отсутствовавшую при прежней бессистемности. Учился в университетской гимназии в Москве; был профессором чистой математики в Московском университете. Напечатаны только две его речи, произнесенные в публичных собраниях Московского университета: "О начале, связи и взаимном пособии математических наук и пользе оных" (1794) и "О связи чистой математики с физикой" (1802).

Аршинские

Аршинские - литовская фамилия, представители которой были знатными служилыми людьми в Сибири, XVI - XVIII столетия. - Павел А. был в числе "тобольских людей Литвы", сопровождавших в Москву (1498) пленное семейство сибирского царя Кучума. - Данило Данилович А. - знатный нерчинский воевода (1669) и начальник всей Даурии, ведший выгодные сношения с Китаем, щедро награжденный царем, умер 1676. - Сын его, Иван А. - тобольский стрелецкий голова.

Асеевы

Асеевы, старинный русский дворянский род, восходящий к концу XVI века и записанный в VI часть родословной книги Рязанской губернии. Другой род А., ведущий начало от боярского сына Никиты А., верстанного поместным и денежным окладом в 1664 году, владел имениями в Воронежской губернии, но герольдией в древнем дворянстве не утвержден.

Асенкова Варвара Николаевна

Асенкова Варвара Николаевна - см. в статье Асенковы .

Асенковы

Асенковы, известные актрисы. Старшая, Александра Егоровна А., родилась в 1796 году, воспитывалась в театральном училище; дебютировала в 1814 году в комедии "Марфа и Угар" и имела успех. По свидетельству современников, она пленительно играла кокеток и служанок в высокой комедии, а также роли старых дев, сварливых старух и бойких барынь в комедии и водевиле; особенно была неподражаема в ролях субреток (Дорина в "Тартюфе", Сусанна в "Свадьбе Фигаро"). Умерла в 1860-х годах. - Ее дочь, Варвара Николаевна А., родилась в 1817 году. Предназначенная родными для артистической карьеры, она не скоро обнаружила дарование. Нехотя училась она в театральной школе, где ее считали почти совершенно непригодной для сцены; нехотя брала уроки у Сосницкого и с тем же равнодушием вступила на сцену, видя в этом, по словам матери, лишь средство помогать обедневшей семье. Но вскоре талант ее развернулся во всей силе, и она страстно привязалась к театру. Время деятельности А. было эпохой господства водевиля; порой весь спектакль состоял из трех-четырех одноактных шуток. Водевили, в громадном большинстве случаев, были или просто переводом, или переделкой иностранных пьес на русские нравы. Трудно было поэтому в ту пору работать актерам, лишенным материала для непосредственных жизненных наблюдений. От них требовался не юмор типического изображения, а только веселость непринужденной буффонады. Именно этим качеством и отличалась А. Грациозная, миловидная, с лукавой улыбкой на устах, она при самом выходе своем на сцену умела заражать зрительный зал беспечным весельем. Дебютировала А. в январе 1835 года, исполнив в бенефисе своего учителя, Сосницкого, роль одалиски Роксаланы в комедии Фавара: "Солиман II, или Три султанши". Успех ее определился с первого спектакля. Особенно шумно принимали ее в ролях с переодеванием. Пьесы "Гусарская стоянка", "Полковник старых времен" и "Пятнадцатилетний король", где она играла роли юнкера Лелева, маркиза Юлия де Креки и Карла II, не сходили в то время с репертуара, вызывая общий восторг. Правда, Белинский был не вполне на стороне артистки. Хотя он и писал в одной из рецензий: "Слухи об очаровательности госпожи Асенковой меня не обманули", но затем он суммировал свое впечатление словами: "В "Полковнике старых времен" госпожа Асенкова в длинных ботфортах, мундире и прочем. Действительно, она играет столько же восхитительно, сколько и усладительно, - словом, очаровывает душу и зрение... Я был вполне восхищен и очарован, но отчего-то вдруг мне стал тяжело и грустно". Можно думать, что эти слова относятся более к жанру, чем к исполнительнице; ведь критика не удовлетворял и знаменитый буфф Живокини. Взгляд Белинского на А. совершенно не разделял Некрасов , посвятивший памяти артистки задушевное стихотворение целых 12 лет после ее смерти. Очень хороша была А. и в серьезных комических ролях. В "Ревизоре" она создала роль Марьи Антоновны, в "Горе от ума" с равным успехом играла Софью и Наталью Дмитриевну, в "Школе Женщин" - Агнесу. Менее удачны были выступления А. в драматических ролях: тут она знала не только триумфы, но и поражения. Прекрасно справившись с ролями Параши в "Параше Сибирячке", Мальвины в "Эсмеральде", Вероники в "Уголино", она была не вполне удачной Офелией. В общем об А. осталась память как о несравненной водевильной актрисе, достойной партнерше увлекательно веселого Дюра . "Водевиль, Дюр и Асенкова - три предмета, которых невозможно представить один без другого", - писал в некрологе о ней критик "Северной Пчелы". Умерла А. в 1841 году, прослужив на сцене всего шесть лет. - Ср. "Ежегодник Императорских театров", сезон 1895 - 1896 года, книга 2, и статью Беляева : "1840 год" ("Театр и Искусство" за 1899 год). Н. Д-в.

Аскназий Исаак Львович

Аскназий, Исаак Львович (1856 - 1902), исторический живописец. Учился в Академии Художеств в С.-Петербурге; за картины "Авраам изгоняет от себя Агарь" и "Блудница перед Христом" награжден золотыми медалями. Живя в Вене, начал, под руководством Макарта, картину "Палач с усеченною головою Иоанна Крестителя", оконченную им в Риме. В Бродах делал этюды еврейских типов. Другие произведения А.: "Моисей в пустыне" (в Третьяковской галерее, в Москве); "Игра в кости", "Скорбные вести", "Наступление субботы", "Жених-талмудист, испытуемый раввином в присутствии родителей его невесты", "Родители Моисея", "Утренний визит".

Аскольд

Аскольд - см. в статье Аскольд и Дир .

Аскольд и Дир

Аскольд и Дир, первые киевские князья, о которых упоминают летописные своды. Запись в Лаврентьевском своде (древн.) под разными годами сообщает, что А. и Д., дружинники Рюрика , ушли от него в Царьград вниз по Днепру, завладели по дороге Киевом и остались там княжить (862); в 866 году пошли на Царьград, но буря, поднявшаяся на море около города, благодаря молитве царя и патриарха Богородице, заставила их вернуться в Киев. В 882 году к Киеву с Севера пришел Олег с Игорем , обманом захватил и убил А. и Д., оправдывая свой поступок тем, что они не принадлежат к княжескому роду; А. был похоронен на горе Угорьской, Д. - у церкви св. Ирины. Эта запись является результатом переработки предания о том, что А. и Д. княжили в Киеве до прихода Олега и Игоря и были ими убиты. Начальный Свод, составленный в Печерском монастыре в 1095 году, проводя идею о единстве княжеского рода, дополнил это предание так, что А. и Д. оказывались не княжеского происхождения, а только рюриковыми дружинниками, и вложил в уста Игоря соответствующие этому слова. Известие о цареградском походе 866 года присоединено к именам А. и Д. тоже составителем Свода; оно взято из греческих источников, которые об А. и Д. не упоминают. Неоднократно было высказываемо предположение, что А. и Д. и княжили (арабский писатель X века Масуди говорит об одном славянском короле Дире) и были убиты не одновременно (см. Аскольдова могила). - Ср. М.С. Грушевский , "История Украины Руси", т. I; А.А. Шахматов , "Разыскание о древнейших русских летописных сводах", стр. 319 - 323. Б. Р.

Аскольдов Сергей Алексеевич (Алексеев)

Аскольдов (Алексеев), Сергей Алексеевич, талантливый философ (родился в 1871 году). В своем главном труде: "Основная проблема теории познания и онтологии" (1900) А. выступает защитником метафизики как науки об истинно-сущем. Его точка зрения всего лучше может быть охарактеризована как своеобразный синтез лейбницеанства с эмпиризмом (эмпирическая монадология). Душа есть действенное субстанциальное единство объединенных активностью нашего "я" психических переживаний. Будучи непротяженным, "простым" единством, душа eo ipso является не только субстанцией, но прототипом понятия субстанции, которое мы, таким образом, впервые почерпаем каждый из непосредственного личного опыта. Мое "я" есть не простая "форма сознания", а "носитель" душевных состояний и перемен, наделенный творческой активностью. Душа совершенствуется развитием в себе способности: испытывать новые состояния сознания (сложность), становиться напряженнее в своих проявлениях (интенсивность) и приводить свое содержание все к более и более координированному соотношению (гармоничность). Но в мире существует не один "я". Солипсизм - заблуждение так же, как и материализм. Вне меня существует мир; истинная сущность его духовна. Прежде всего, на основании вполне законного заключения по аналогии, возникает убеждение, что с телами других людей, как видно из их проявлений, связано духовное бытие, подобное нашему, которое представляется нам "новою основною единицею, никогда не сливающеюся в своем отдельном бытии с нашим собственным сознанием". Сомнения в реальности чужого "я" не основательны. С точки зрения солипсизма необъяснима возможность для меня предугадывать поступки других людей. Равным образом солипсист не может объяснить факты эстетической перевоплощенности; ему приходится утверждать, что "Виктор Гюго, создавая своего Квазимодо, создавал собственно самого себя, что Шекспир изобразил себя в Калибане и т. д.". Но не одни люди одушевлены; мы имеем полное основание распространить наше заключение по аналогии, вследствие непрерывности всего организованного мира, на животных и на растения. Мир неорганизованный на первый взгляд отличается коренным образом от мира организованного. Но "маска мертвенности" неорганизованного мира есть иллюзия, одушевленная грубостью наших чувств. Ничто не препятствует нам распространять принцип одушевленности на всех индивидов природы, до весомого атома и частицы эфира включительно. Пространственно-временный чувственный мир протяженных индивидов есть лишь перспективный образ внепространственного мира духовных сущностей - душ, от душ эфирных атомов до человеческих душ и от последних до планетных душ "сверхчеловеческих существ". Этот ряд завершается мировой душой, соответствующей космосу как целому. Ее существование, впрочем, допустимо гипотетически, но не аподиктически. Души взаимодействуют между собою путем слияния: "под взаимодействием мы разумеем такое не уничтожающее самобытности взаимодействующих сущностей слияние их, в котором состояние одной непрерывно переходит в состояние другой, соответственно изменяясь при переходе из одной сферы в другую". Кроме указанной книги, А. принадлежит ряд интересных статей и ценных критических заметок: "Теория новейшего критицизма" ("Вопросы философии и психологии", № 74, 75), "В защиту чудесного" ("Вопросы философии и психологии"), "Мышление как объективно обусловленный процесс" ("Вопросы философии и психологии"), разбор диссертаций И. Лапшина : "Законы мышления и формы познания", и Н. Лосского : "Обоснование интуитивизма" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1906, № 10, и 1907, № 7); "О любви к ближнему и людям" ("Вопросы философии и психологии", № 86), "Христианство и политика" ("Труды Киевской духовной академии", № 6 и 7, 1906, и отдельно). В 82-томном "Энциклопедическом Словаре" Брокгауза-Ефрона А. напечатал ряд статей, из которых наиболее значительны: "Тейхмюллер", "Фантазия", "Фихте Младший", "Фехнер", "Шеллинг", "Этика", "Я" (в философии), "Имманентная философия". И. Лапшин.

Аскоченский Виктор Ипатьевич

Аскоченский, Виктор Ипатьевич, писатель (1813 - 79), сын священника. Учился в воронежской духовной семинарии; по окончании курса в киевской духовной академии со степенью магистра, А. был бакалавром в той же академии по кафедре патрологии. В 1846 году он оставил преподавание и был назначен советником губернского правления в Житомире; в 1849 году переведен в Каменец-Подольск на должность совестного судьи и исправляющего обязанности председателя гражданской палаты. В 1851 году А. был принужден выйти в отставку. А. не был счастлив в личной и семейной жизни; на службе он был нелюбим из-за его тяжелого, не брезгавшего доносами нрава. Озлобление неудачника А. перенес и в свою литературную деятельность. С средины 1858 года А. стал издавать прославившуюся своим крайним обскурантизмом еженедельную газету "Домашняя Беседа". Первоначально газета была предназначена для народа (задачей газеты поставлено "Давать уроки и правила нравственности русскому народу"), но с 1859 года формат ее был увеличен и программа расширена. С № 20 1860 года в газете появился отдел "Блестки и изгарь". Здесь, под видом защиты православия и борьбы с неверием, А. с яростью фанатика и обскуранта нападает на науку, европейское просвещение и всякое прогрессивное движение в общественной жизни. Между тем, как можно видеть из напечатанного после его смерти "Дневника", веденного А. с 1835 по 1857 год и напечатанного в "Историческом Вестнике" (1882, I - IX тт., с предисловием Ф. Булкова), мировоззрение А. в молодые годы было далеко от обскурантизма и увлечения клерикальными и охранительными идеями. В "Дневнике" А. ополчается против монахов, которым принадлежит руководящая роль в академическом преподавании, и которых он клеймит как "черных гениев, представителей закоренелого квиетизма"; отрицательно относится к постам и другим церковным обрядам; признается, что и в то время, когда он читал лекции в киевской академии, он считался в глазах духовного начальства "карбонарием" и должен был "скрывать свои лекции от неразумной ревности инквизиторов-монахов". Все это не помешало А. превратиться в ожесточенного врага всего ищущего выхода к свету и свободе. Если в публицистических статьях А. нельзя отрицать известной доли литературного дарования - его выпады против либеральных веяний не лишены были иногда едкого сарказма и остроумия, - то в его беллетристических произведениях нет и следа художественного таланта, вкуса и чувства меры. Он писал стихи ("Собрание стихотворений", 1846), басни, повести и рассказы, драмы ("Пансионерка", 1847; "Марфа Посадница", 1870) и сатирические очерки. Печальную известность получил лишь его роман, "Асмодей нашего времени" (1858), карикатурным изображением прогрессивных слоев русского общества и изобличением их в безнравственности и атеизме. Ему принадлежат еще две книги исторического содержания: "Киев с древнейшим его училищем - академией" (1856) и "История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году" (1863), а также "Чтения для православного народа" (1860), "Письма Звонаря" и другие нравоучительные рассказы. В конце 1877 года он душевно заболел, и "Домашняя Беседа", влачившая последние годы жалкое существование, прекратилась.

Асмуд

Асмуд, кормилец русского князя Святослава Игоревича (X век); в войне с древлянами действовал в качестве воеводы. - См. Пресняков, "Кормилец, воевода, тысяцкий", в "Известиях Отд. русского языка и словесности Императорской Академии Наук", т. XIII (1908), книга 1-я.

Ассаки Георгий

Ассаки Георгий (родился 1788) - молдавский политический деятель и писатель, занимавший с 1856 года видный пост директора департамента вероисповеданий и народного просвещения. А. много содействовал молдавскому возрождению основанием политических журналов: "Молдавская Пчела", "Картина мира". Из его трудов важнейшие: "Театр", "Стихотворения" (2 изд., Яссы, 1854), "История России" (2 т.).

Ассеевы

Ассеевы, два древних дворянских рода: 1) восходящий к первой половине XVII века, записанный в VI часть родословной книги Рязанской губернии; 2) происходящий от Осипа Васильевича А., верстанного поместным окладом в 1600 году, записанный в VI часть родословной книги Воронежской губернии.

Астауров А.И.

Астауров (А.И.) - автор рецензий на книги сельскохозяйственного содержания, печатавшиеся в "Трудах Императорского Вольного Экономического Общества" с 1871 года. Отдельно издал "Современные успехи практики русского сельского хозяйства".

Предыдущая страница Следующая страница