Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Большая биографическая энциклопедия (2009г.)
Павел III, митрополит Сарский

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Павел III, митрополит Сарский

Павел III, митрополит Сарский (Петр) - митрополит Сарский, Подонский (Крутицкий).

До монашества был священником и протопресвитером в церкви Сретения "на сенях у царя" в Москве.

Овдовев, принял монашество в Московском Спасо-Преображенском (Новоспасском) монастыре.

С 1659 года - архимандрит Московского Чудова монастыря.

22 августа 1664 года хиротонисан во епископа Сарского с возведением в сан митрополита. В период междупатриаршества (1658-1667) трижды был местоблюстителем патриаршего престола, о чем упоминается в эпитафии на смерть митрополита Павла: "Между патриаршества трикратно вверенный".

В разное время управлял другими епархиями: Казанской, Рязанской и Вятской (об этом говорит Симеон Полоцкий в своем "Слове по преставлению Павла").

Хотя митрополит Павел в целом поддержал реформы патриарха Никона, отношения между ним и патриархом были сложными. Уже в 1660 году патриарх Никон обвинил митрополита Павла в попытке отравить его. Специальное расследование не нашло никаких улик против митрополита Павла. Однако во время Собора 1666-1667 годов патриарх Никон отказался в присутствии Крутицкого митрополита вести разговор с царем и восточными патриархами, приехавшими в Москву, обвиняя владыку Павла, а также митрополита Новгородского Питирима в том, что они хотели его не только отравить, но и удавить. В 1664 году царь Алексей Михайлович послал митрополита Павла к патриарху Никону за патриаршим посохом. Но патриарх возвращать посох отказался и прямо заявил владыке Павлу: "Тебя я знал в попах, а в митрополитах не знаю, кто тебя в митрополиты поставил - не ведаю!" В то же время владыка Павел активно боролся со старообрядцами - Никитой Константиновым Добрыниным (Пустосвятом), священником Лазарем, боярыней Феодосией Морозовой, диаконом Феодором, неоднократно лично допрашивал протопопа Аввакума ( см. Житие протопопа Аввакума. ГПБ, собр. Титова, № 2344, л. 118-137 об.).

Митрополит Павел принимал участие в Соборе 1666-1667 годов, встречал прибывших в Москву восточных патриархов - Александрийского Паисия и Антиохийского Макария, читал им приветственную речь. Вместе с тем он отказался подписать принятый на Соборе акт о низложении патриарха Никона из-за содержавшихся в нем указаний на подчиненное положение патриарха по отношению к царю. В дальнейшем митрополит Павел покаялся в своем упрямстве, но был подвергнут серьезному наказанию - отрешен от блюстительства патриаршего престола, ему было временно запрещено совершать богослужения.

Скончался 9 сентября 1675 года. Погребен в Новоспасском монастыре.

Митрополит Павел был высокообразованным человеком, имел значительную для своего времени библиотеку (149 печатных и рукописных книг), в которой были книги на латинском, польском и греческом языках. С 26 июня 1667 года по 17 марта 1675 года возглавлял Печатный двор. В числе близких друзей митрополита Павла был знаменитый церковный деятель и писатель Симеон Полоцкий (у 1680), который писал для него речи и поучения (владыка Павел был известен как хороший декламатор), переводил для Павла речи восточных церковных иерархов, приезжавших в Москву, посвятил Павлу несколько стихотворений и эпитафий, помещенных в "Вертограде многоцветном" и "Рифмологионе". На похоронах митрополита Павла Симеон произнес обширную речь. В этой траурной речи, сообщив краткие биографические сведения об умершем, Симеон Полоцкий дал ему такую характеристику: "Книжным сущым он бе отец, дом его пристанище... Ту бо не ины беседы бываху, точию рассуждения богословская о различных трудностях Священного Писания, ту состязания философская совершахуся, ту недоведомых разрешения содевахуся, даже во правду леть бяше дом его училище мудрости именовати, трапезу его - трапезу богословофилософскую нарицати".

В 1668 году митрополит Павел купил себе дом в Крутицах, который вскоре становится своеобразным культурным центром. Рядом с домом он разбил сад в голландском стиле, с фонтанами, устроил для ведения ученых споров специальные беседки, украшенные надписями (например, "Труд с покоем"). Когда в 1674 году ему было поручено осуществлять надзор за переводом Библии с греческого языка, он поселил в этом доме переводчиков во главе с Епифанием Славинецким. Современники писали о владыке Павле, что он, "яко Филадельф оный, семдесятным переводником устрой домы вне града Египта, в месте, глаголемом Фара, тако и сей устрой", имея в виду историю создания Септуагинты. Однако идея перевода Библии далеко не продвинулась (переведен был только Новый Завет), так как в 1675 году почти одновременно скончались Епифаний Славинецкий и сам митрополит Павел.

Помимо надзора за переводом Библии, митрополит Павел руководил работой по исправлению знаменного пения, собрав для этого так называемую Вторую комиссию (1669-1670). Итогом ее трудов явилось "Извещение о согласнейших пометах", одним из авторов и редакторов которого был Александр Мезенец, монах Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, справщик певческих книг. В предисловии к "Извещению" Александр Мезенец сообщает, что царь Алексей Михайлович "повелеша богомолцу своему Паулу, преосвященнейшему митрополиту Сарскому и Подонскому, паки мастеров собрати, добре ведущих знаменное пение и знающих того знамени лица и их разводы..."

Митрополиту Павлу принадлежит ряд грамот и писем, касающихся внутрицерковных дел и его многочисленных вкладов в монастыри и храмы: о строительстве при Костромском Успенском соборе придела во имя Феодора Стратилата (1665); в Колесникову пустынь - о строительстве там новой церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, с ее подробным описанием (1674); к Вологодскому архиепископу Симону - с просьбой приготовить склад для зерна, присланного в Вологду Федором Ртищевым (1671); в город Сундырь - дьяку Алексею Земцову. Владыка Павел написал Завет архимандритам Новоспасского монастыря - духовное поучение, связанное с очередным вкладом в монастырь. Ему принадлежит также поздравительная речь, прочитанная им еще в бытность архимандритом Чудова монастыря (1660) и обращенная к архимандриту Игнатию.

В 1673 году митрополит Павел составил духовное завещание, которое представляет собой обширное прощальное послание, обращенное ко всем христианам, с нравоучениями и указаниями, как необходимо жить православным. По поручению митрополита Павла Федор Константинов написал Чиновник, где подробно сообщается о событиях, связанных с пребыванием восточных патриархов в Москве.

Труды:

Речь ответная чудовского архимандрита // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. - 2-е изд. - М., 1788-1791. - Ч. 2, с. 369-370.

Грамота в Колесникову пустынь // Ярославские губернские ведомости. - 1853, № 41. Часть неофициальная, с. 412-413.

Письмо к Вологодскому архиепископу Симону // Памятная книжка для Вологодской губернии на 1860 г. - Вологда, 1860, с. 369-370. Духовное завещание (ГИМ, Синодальное собрание, № 684, л. 468-482). Опубликовано С. А. Белокуровым. К биографии Павла, митрополита Сарского и Подонского // Христианское чтение. - 1866, № 3-4, с. 593-619. Грамота в г. Сундырь дьяку Алексею Земцову // Чтения в Обществе истории и древностей российских. - М., 1894. - Кн. 3, с. 170-174.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Т. 3, с. 245-249, 257, 259, 265, 796. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. - 5-е изд. - М., 1888. - Т. 4, с. 168-169; т. 13. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. - М., 1807-1815, ч. 1, с. 237.

Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. - СПб., 1882, с. 221.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. - СПб., 1827. - Т. 2, с. 143-144; т. 1, с. 180-181.

Сахаров И. П. Исследование о русском церковном песнопении // Журнал министерства народного просвещения. - СПб., 1849. - Т. 61, с. 172-179.

Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. - М., 1846-1847; 1846, с. 12-14.

Ундольский В. М. Библиотека Павла, митрополита Сарского и Подонского // Временник Общества истории и древностей российских: в 25 т. - М., 1849-1857; 1850. - Т. 5, отд. 3, с. 65-75.

Татарский И. А. Симеон Полоцкий: его жизнь и деятельность. Опыт исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII в. Иерофея Татарского. - М., 1886, с. 108-111. Майков Л. Н. Очерки из истории Русской литературы XVII и XVIII столетий. - СПб., 1889, с. 39, 48, 49 (Симеон Полоцкий). Соловьев Н. А. Сарская и Крутицкая епархии // Чтения в Обществе истории и древностей российских. - 1894, кн. 3, с. 84-91. Леонид (Кавелин), иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. - Калуга, 1876. Белокуров С. А. К биографии Павла, митрополита Сарского и Подонского, где напечатаны:

1) Слово при погребении Павла; 2) Хартия Новоспасского монастыря архимандрита Иосифа о пожертвованиях митрополита Павла; 3) Духовное завещание митрополита Павла // Христианское чтение. - СПб., 1886, № 3-4, с. 593-619. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 163,1036.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 40.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М.. 1908, с. 396, 427. Московский кафедральный Чудов монастырь. - М., 1896, № 9, с. 61.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. - 3-е изд. - СПб., 1884. - Кн. 1, № 222. Деяния Московского Собора 1666-1667 гг. // Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. - СПб., 1846-1875. - Т. 5, № 162 (материалы для истории раскола). Выходы патриаршие // Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. - СПб., 1846- 1875. - Т. 5, № 26.

Чин избрания и возведения на патриаршество Новгородского митрополита Питирима // Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. - СПб., 1846-1875. - Т. 6, № 58. Строев П. М. Выходы государей, царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 г.). - М., 1844, с. 424.

Стихи надгробные Павлу, митрополиту Сарскому на греческом языке и в славянском переводе // Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: в 3 отд. // А. Горский, К. Невоструев. - М., 1855-1917; 1862. - Отд. 2, ч. 3, с. 215-218, 250. Московский некрополь: в 3 т. - СПб., 1907- 1908. - Т. 2, с. 387.

Православный собеседник. - Казань, 1910, октябрь, с. 466-468.

Исторический вестник. - СПб., 1886, июнь, с. 622.

- 1900, февраль, с. 796-797. Русский архив. - М., 1901. - Кн. 1, № 2, с. 190. - 1904. - Кн. 2, с. 558.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1728. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 13, с. 73-75. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 22-а (кн. 44), с. 545-546.

Зиборов В. К., Яковлев В. В. Павел // Словарь книжников и книжности в Древней Руси. - СПб., 1998. - Вып. 3, ч. 3, с. 4-8.

В начало словаря