Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Большая биографическая энциклопедия (2009г.)
Шевцов, Евгений Валентинович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Шевцов, Евгений Валентинович

Шевцов, Евгений Валентинович (р. 03.07.1939) - спец. в обл. эстетики; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Дербент (Дагестан). Окончил Азерб. гос. консерваторию им. Уз.Гаджибекова (1963), асп. кафедры эстетики филос. ф-та МГУ (1970). В 1977-1986 - проректор, зав. кафедрой филос. Театрального училища им. Б.В.Щукина; в 1986-1991 - зав. кафедрой филос. Моск. гос. консерватории им. П.И.Чайковского. С 1991 по наст. вр. - проф. кафедры филос. Гос. ун-та управления им. С.Орджоникидзе, проф. Академии класс. балета Большого театра. Обл. науч. интересов Ш. - формы и этапы освоения человеком эстетич. реальности, возможности и границы трансформации дух. мира средствами искусства, проблемы освоения отеч. филос.-эстетич. наследия. Одна из центр. идей, разрабатываемых III.,- идея построения некласс. эстетики. Согласно Ш., сложная, многоуровневая структура эстетич. опыта не м.б. освоена лишь в традиц. категориях класс. эстетики, редуцирующей индивидуальный эстетич. опыт к деятельности абстрактного эстетич. субъекта. Некласс. эстетика осмысливает опыт индивидуального жизнестроения в "формах витальности". Принцип дискретности эстетич. опыта класс. эстетики уступает место принципу континуальности. Ш. выделяет в качестве особого эстетич. объекта сферу обыденной жизни, признание разноуровневости сферы обыденного рассматривается в качестве необходимой предпосылки конструирования "новой" эстетики. В отеч. филос.-эсте-тич. мысли - от К.Леонтьева до А.Лосева - Ш. видит прообраз некласс. эстетики. Др. обл. применения принципов некласс. эстетики - музыкальное сознание. Музыка не есть иллюстрация филос.; в образно-символической форме музыка корректирует и часто опережает филос. рефлексию культуры. Деконструкция типов музыкального сознания позволяет выявить скрытые тенденции эволюции филос. сознания. Ш. рассматривает три парадигмы музыкального сознания, сосуществующие в наше время, но исторически возникающие одна за др. Первая - идея "чистой" музыки в творч. композиторов Нового врвемени как выражение филос. трансцендентализма. "Чистая" музыка пренебрегает идеей времени, с ее помощью культура избавляется от переживания и осмысления времени. Вторая парадигма музыкального сознания - символическое выражение процесса перманентных трансформаций, континуальности жизненного потока, в к-ром сливаются переживание мира и объективная длительность. Музыка пытается погрузить человека в стихию вечного становления, подчинить культуру идее времени. Музыкальное сознание данного типа характерно для конца XIX- начала XX в. Наконец, третья парадигма музыкального сознания, по мнению Ш., это так называемая универсальная или "абсолютная" музыка (Я.Ксенакис, Дж. Кейдж, К.Штокхаузен, А.Шнитке и др.) как прорыв к бытийным структурам. Музыка рассматривается в качестве "следа" вечности. Музыка в данном случае выражает произвольное обладание временем как формой данности вечности человеч. восприятию (замедление и остановка времени, конструирование "кругового" времени, движение времени вспять). "Незвучащая" музыка, молчание в рамках данной парадигмы рассматривается как предельно концентрированный символ бытия.

Соч.: Современная западная эстетика. [В соавт.]. Вильнюс, 1976 (на литовском яз.); Эстетическое воспитание и формирование личности. М., 1982; Искусство и духовный мир человека. М., 1984; Основные средства и формы эстетического воспитания. М., 1985; Мировоззрение и личность. [В соавт.]. М., 1986; Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М., 1988; Классический балет как эстетическая проблема // Музыка, творчество, исполнение, восприятие. М., 1992; Символ и духовный опыт православия. [В соавт.]. М., 1996; Образ неклассической эстетики в трудах А.Ф.Лосева // Философия. Филология. Культура. М., 1996; Феномен святости в русской культуре // Проблемы культуры в условиях новой экономической реальности. М., 1996; Теория новой музыки (на сербск. яз.) Нови Сад-Београд, 1997; Философия. Справочник студента. [В соавт.]. М., 1999; Философия музыки // Философия. Сб. программ. М., 2000.

В начало словаря