Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Большая биографическая энциклопедия (2009г.)
Зарудная, Варвара Михайловна

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Зарудная, Варвара Михайловна

Зарудная, Варвара Михайловна - род. 5 декабря 1857 в Екатеринославе; по окончании гимназии в Харькове, изучала пение там же в Музыкальном училище И. Р. М. О. у Прохоровой-Маурелли, а затем 1879-82 в СПб. консерватории (Ниссен-Саломон, Эверарди). Пела затем с большим успехом в Киеве у Сетова и, вышедши 1883 замуж за Ипполитова-Иванова (см.), назначенного директором тифлисского музык. училища, - в Тифлисе, по временам гастролируя также в Киеве и др. С 1894 состоит профессором пения при московской консерватории.

{Риман}

-----------------------------------

Зарудная, Варвара Михайловна

(Зарудная-Иванова; по мужу Ипполитова-Иванова) [5(17).12. 1857, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 14.3.1939, Москва] - арт. оперы (лирич. сопрано), камерная певица и педагог. Жена М. Ипполи-това-Иванова. Род. в дворянской семье. Окончила Харьков. гимназию. В 1876 поступила в местное муз. уч-ще РМО, где обучалась пению в кл. К. Прохоровой-Маурелли, с 1879 - в Петерб. конс. (три мес. у Н. Ирецкой, затем у Г. Ниссен-Саломан и К. Эверарди). В этот период принимала участие в муз. вечерах, проходивших в домах А. Бородина, В. Стасова, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, Ц. Кюи. Здесь ею были исполнены по рукописям отрывки из партий Снегурочки, Ганны ("Майская ночь"), Ярославны ("Князь Игорь"; А. Бородин написал эту партию в расчете на голосовые возможности певицы). Окончив конс. с серебряной медалью в 1882, дебютировала в Киеве (антр. И. Сетова), затем выступала в Харькове, Тифлисе (1883-93, дебютировала в партии Антониды; нек-рые партии в операх рус. и зарубеж. композиторов исп. на груз. яз.). С 1893 эпизодически гастролировала в Иркутске, Казани, Калуге, Тифлисе, Петербурге (Мариинский т-р). Ежегодно ездила в Киев. где совершенствовалась в вокальном искусстве под рук. К. Эверарди и одновременно выступала в местной опере. Обладала гибким голосом мягкого, теплого тембра, музыкальностью, сцен. мастерством. С одинаковым успехом исп. лирич., драм. и колоратурные партии.

1-я исп. партий: Ноэминь ("Руфь"), Зорайи ("Азра"); в Тифлисе - Татьяны ("Евгений Онегин"), Марии ("Мазепа", пела в присутствии П. Чайковского, к-рый высоко оценил талант певицы). Кумы Настасьи ("Чародейка"); в Киеве - Татьяны ("Евгений Онегин"), Тамара ("Демон"). Лучшие партии: Антонида, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Кума Настасья, Церлина ("Дон Жуан"), Маргарита ("Фауст"), Селика. Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"); Джильда, Аида, Микаэла, Джоконда, Галька. Партнеры: М. Инсарова, П. Кошиц, П. Лодий, И. Прянишников, Е. Ряднов, И. Тартаков, Л. Яковлев. Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, И. Прибика.

З. была замечательной камерной певицей. Часто выступала в симф. концертах и/у В. Сафонова, А. Рубинштейна, М. Ипполитова-Иванова. Камерный репертуар включал произв. А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. Рубинштейна, П. Чайковского, М. Ипполитова-Иванова, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и нар. песни.

С 1883 вела пед. деят-сть в Тифлисе: вначале преподавала в муз. классах, затем - в Муз. уч-ще, в организации к-рого принимала активное участие вместе с Ипполитовым-Ивановым. Здесь в ее кл. занималось ок. 40 учеников. С 1890 по инициативе 3. силами студентов уч-ща ставились отрывки из опер "Жизнь за царя" М. Глинки, "Русалка" А. Даргомыжского, "Фауст", "Риголетто", а также "Свадьба Фигаро" (полностью). Сыграла значительную роль в развитии вокальной культуры в Грузии. В 1893-1924 преподавала в Моск. конс. (с 1903 проф., с 1914 засл. проф.). Являлась последовательницей методов преподавания К. Эверарди. В 1917 вместе с Ипполитовым-Ивановым организовала Вокальную студию им. П. И. Чайковского, в к-рой занималась рабочая молодежь. В 1922-23 здесь были поставлены: "Свадьба Фигаро", в 1925-26 - "Снегурочка", в 1926-27 - "Так поступают все", в 1927 - "Хованщина", в 1928 - "Черевички" и "Евгений Онегин". Среди учеников (всего 65) - К. Арле-Тиц, А. Белянин, Н. Бичурина, М. Дидебулидзе, A. Джаксли, А. Добровольская, Е. Егоров, З. Ершова, Е. Ждановский, С. Зорич, Н. Кемарская, Н. Колесникова, Е. Копосова-Держановская, B. Макарова-Шевченко, К. Минаев, М. Мирзоева, Н. Нагачевский, В. Никольский, С. К. Новоспасская, Ф. Петрова, В. Петрова-Званцева, О. Петрусенко, А. Позднякова, М. Риолли-Словцова, Т. Рчеулишвили, Е. Сабинина.

Вела переписку с П. Чайковским (см.: Искусство. 1927. № 4; рук. материалы - в ГЦММК, ф. 2, ед. хр. 5113-19).

Соч.: О том, о сем и обо всем по пению и преподаванию и оперному делу (1921, рук.). - в ГЦММК, ф. 2, ед. хр. 2070; Искусство пения (заметка, 1924-25). - Там же, ф. 2, ед. хр. 2073.

Лит.: Моравский Г р. [Сообщение из Киева] // Муз. мир. 1883. № 2. С. 5-6; А-въ. B. М. Зарудная // Театр. мирок. 1892. № 51. C. 9-10; Ипполитов-Иванов M. M. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. - М., 1934; В. М. Зарудная-Иванова. (Некролог) // Сов. музыка. 1939. № 3. С. 121; Черная Е. Соратница Шаляпина // Сов. музыка. 1963. № 10. С. 81-87; Подземская Л. П. M. M. Ипполитов-Иванов и грузинская музыкальная культура. - Тбилиси, 1963. С. 45-46, 71-72; Mшвелидзе А. Очерки по истории музыкального образования в Грузии. - М., 1971. С. 65, 83, 102-103; Яковлева А. В. М. Зарудная-Иванова - педагог // Труды Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. - М., 1976. Вып. 24. С. 247-265; M. M. Ипполитов-Иванов: Письма. Статьи. Воспоминания / Сост., автор вступ. статьи и коммент. Н. Н. Соколов. - М., 1986.

В начало словаря