Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Большая биографическая энциклопедия (2009г.)
Каравак, Люи

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Каравак, Люи

Каравак, Люи - французский живописец в России. Род. в ХVІІ ст., в Марсели (быть может, предки его происходили из города Каравака, в провинции Мурсии, в Испании); ум. 9 июня 1754 г, в Петербурге. По заключенному с ним Ив. Лефортом договору в Париже 13 ноября 1715 г., он обязался ехать в Петербург и работать на службе Его Царского Величества 3 года по части живописи масляными красками, именно "исторических картин, портретов, баталий, лесов, деревень, цветов и зверей в большом, малом и миниатюрном виде", а также взять себе учеников из русских, по указанию Государя, за что ему полагалось в общем жалованья по 500 pуб. в год при готовом помещении и уплате путевых издержек, кроме особливой платы за его работы по назначению Царя. Быть может, еще до отъезда в Петербург, Каравак успел в 1716 г. написать с Петра І портрет (гравированный в 1783 и 1784 гг. Ланглуа в Париже, в 8 и 4 д. л.) - или между 26 мая и 15 июня в Пирмонте, куда Конон Зотов привозил к Царю нанятых Лефортом во Франции художников, с Леблоном во главе, или 14-15 ноября в Гавельберге, если Каравак сопровождал Царя туда, так как под теми числами сохранилось в "Походном журнале" - впрочем, без обозначения имени художника - известие, что "списывали персону" Его Величества; 23 же июня Петр послал из Шверина, перед своим отправлением в Копенгаген, кн. Меншикову в Петербург подлинные контракты французских мастеров, отправленных морем, привезенных Зотовым в Пирмонт сухим путем и приехавших прежде с Растрелли, а 23 мая 1717 г. писал ему же из Парижа, чтобы он заставил Каравака писать для Шпалерной мануфактуры исторические картины, согласно его договору, а именно: баталии Полтавскую, Левенгауптскую (при Лесном) и другие; в помощь ему должно было дать учеников. Вытканные с работ Каравака картины украшали потом несколько комнат в Зимнем Дворце, исполненный же им в 1718 г. подлинник "Полтавской баталии" хранился в Петергофе.

Кроме этой картины им выполнены были в 1718 г., по приказанию директора от строения кн. А. М. Черкасского, еще 12 чертежей триумфальной колонны, по которым моделировал Растрелли, а в 1721 г., по приказанию директора от строения Синявина, - чердак в "менажерии" и три картины для Кабинета в Монплезире в Новом Петергофе; причем за все эти произведения ему заплачено было, вместо просимых им 530 руб., всего 300 руб. Затем, взятый Петром в "Низовый поход" в мае 1722 г., он написал в июле того же года в Астрахани портреты Петра и Екатерины, из которых первый был гравирован Субейраном в 1743 г., с оригинала, сообщенного нашим посланником во Франции, кн. Кантемиром, а второй - Вортманом и Ал. Зубовым в 1735 г., причем Каравак получил, сверх путевых издержек и платы за материалы, еще по 100 руб. за самое исполнение портретов, да кроме того Царь велел отдать ему деревянный дом, в котором он жил, во Французской улице (ныне Загибенин пер.), на Васильевском Острове, в Петербурге. В марте 1724 г. Каравак писал портреты царевен Анны и Елизаветы, подаренные в 1762 г. Екатериною II Академии Художеств, где первый из них находится и поныне, а в 1725 г. участвовал в расписывании церкви в Зимнем Дворце и двух беседок при Летнем доме. После того, в 1727 г. им написан был портрет императора Петра II, гравированный Ал. Зубовым в декабре 1727 г. и Ив. Зубовым в 1728 г., а в конце года он посылаем был с учениками в Москву писать картины.

В проекте об учреждении Академии ремесел в 1730 г. Караваку предназначалось место преподавателя живописи; тогда же он стал писать портреты императрицы Анны Иоанновны, гравированные Вортманом в 1731, 1736 и 1740 гг.; в 1733 г. он принимал участие в расписывании вновь строившегося тогда дома Императрицы (близ Адмиралтейства), где им исполнен был плафон, по отзывам современников, в красивом колорите, но с игрушечными фигурами и украшениями, а несколько спустя, он написал портреты правительницы Анны Леопольдовны и жены Бирона Бенигны Готлиб, гравированные тоже Вортманом в 1739 и 1741 гг., а также и портретом Бирона, гравированный Ив. Соколовым в 1740 г. Через Бирона он выхлопотал себе титул придворного живописца, с большим против прежнего жалованьем (по 1500 руб. в год), и полковничий чин, которым очень гордился.

По вступлении Елизаветы Петровны на престол, Каравак должен был написать в 1742 г. 14 больших портретов императрицы в рост, для отсылки ко всем русским министрам при иностранных дворах, но, несмотря на уплату ему за них половины денег вперед, даже в 1746 г. от него не было получено ни одного экземпляра. Впрочем, какой-то портрет в рост им был исполнен ко времени коронации, так как существует с него гравюра черной манерой, раб. Штенглина 1744 г., и, кроме того, написан еще поколенный портрет Елизаветы в профиль, с которого самим художником был сделан в 1744 г. рисунок для медали, работы Гедлингера; с другого же оригинала его, апробованного Императрицей, исполнена была в 1746 г. Ив. Соколовым гравюра резцом, взамен уничтоженного портрета лубочной гравировки, причем указом 11 марта 1747 г. велено было, чтобы прочие мастера "делали и писали на подобие этого портрета", под опасением "наижесточайшего истязания без всякой пощады"; наконец, в Академии Наук находится еще большой портрет Елизаветы, его кисти, от 1750 г.

Судя по дошедшим до нас работам Каравака, он не может почесться первостепенным художником: портреты его манерны и не могли заслужить похвалы знатоков даже в то время, так как им недоставало живого выражения и вкуса; но за то, по отзывам его современника Штелина, вообще нерасположенного к нему, все они отличались необыкновенным сходством. Из учеников Каравака известны по документами Ив. Милюков (1724-1731 г.), Ив. Дм. Максимов (с 1725 г.), Ив. Смирнов (до 1728 г.), Мих. Беляков (в 1731 г.), Тим. Васильев (1740 г.), Макс. Гарканецкий (1742 г.) и Ал. Вировский (1742-1749 г.).

Н. П. Собко, "Франц. художники в России в ХVIII в. - живописец Людов. Каравак", в "Истор. Вест." 1882 г. (VIII, 138-148), где указаны все известные до тех пор источники; в Госуд. Архиве дела Кабинета Петра І, кн. 25, полуд. 522; в общем Архиве Мин. Имп. Двора, дела Канцел. от строен.: кн. 42, полул. 18; кн. 48, л. 730, 833 и 946; кн. 49, л. 147 и 417; журналы 1727-32 гг.; кн. 116, л. 35; кн. 163, л. 71; кн. 159, л. 74; кн. 307, л. 77, и дела Гоф-Интенд. Копт. 1742, № 2: "СПб. Вед." 1755, № 57, с. 8.

Н. С.

{Половцов}

В начало словаря