Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Большая биографическая энциклопедия (2009г.)
Балановская, Леонида Николаевна

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Балановская, Леонида Николаевна

Балановская, Леонида Николаевна (по мужу Экскузович) [26.10(7.11) 1883, местечко Шпола Киев. губ., ныне г. Шпола Черкасской обл. (в нек-рых источ. Петербург) - 28.8.1960, Москва] - арт. оперы (драм. сопрано), камерная певица и педагог. Жена И. В. Экскузовича. Род. в семье бухгалтера. В детские годы жила в Елисаветграде. Первые муз. знания получила от матери-пианистки. Пению обучалась в 1902-06 в Петерб. конс. (кл. С. Цехановской). Партия Джоконды, к-рую она исп. в 1905, заменив заболевшую итал. певицу Л. Берленди на сцене петерб. "Новой оперы" (антр. А. Церетели), принесла ей большой успех. Пораженный творческой смелостью и мастерством студентки, Т. Руффо (выступавший в партии Барнаба) подарил ей свою фотографию с автографом: "Блестящей Джоконде мадам Балановской с восхищением". Весной 1906 в конц. исп. спела партию Кундри ("Парсифаль", 1-я исп. в Петербурге). В том же году дебютировала в партии Валентины на сцене петерб. Мариинского т-ра. В 1907- 08 выступала в Киеве (антр. С. Брыкина), в 1908-19 и 1925-26 солистка моск. Большого т-ра, в 1919-22 пела в Севастопольском оперном т-ре, в 1922 - в Ростове-н/Д, в 1926-33 (в нек-рых источ. до 1928) - в Харьков. т-ре оперы и балета. Гастролировала во Франции, Англии и Австрии (1911 -12 и 1914) в вагнеровском репертуаре. Обладала блестящим звонким голосом широкого диапазона, с легкостью преодолевала тесситурные трудности. Ее голос "был способен отразить любое чувство от нежнейшего лиризма до потрясающего драматизма" (С. Левик)*. Л. Собинов отмечал ее искристый темперамент и непосредственность исполнения. Дирижер А. Никиш восхищался певицей в вагнеровском репертуаре (под его упр. она пела партию Ортруды). Оперный репертуар включал ок. 40 партий (от драм. и легкого сопрано до меццо-сопрановых).

1-я исп. партий: в Большом т-ре - Милитрисы ("Сказка о царе Салтане"), Ганны ("Майская ночь"), Брунгильды ("Гибель богов"); на рус. сцене - Гермионы ("Зимняя сказка"). Лучшиепартии: Татьяна и Ольга ("Евгений Онегин"), Полина ("Пиковая дама"), Купава, Феврония, Кармен, Аида, Амнерис, Амелия, Леонора ("Трубадур"), Мюзетта ("Богема"). Др. партии: Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Марина Мнишек, Лиза ("Пиковая дама"), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Оксана ("Черевички"), Франческа ("Франческа да Римини" С. Рахманинова), Поппея; Изольда, Брунгильда ("Зигфрид", "Валькирия"), Венера, Ортруда, Елизавета ("Тангейзер"), Маргарита ("Гибель Фауста", 1916, конц. исп.). Партнеры: И. Алчевский, П. Андреев, Г. Бакланов, А. Боначич, Г. Боссе, А. Нежданова, В. Петров, Г. Пирогов, Л. Собинов. Пела п/у У. Авранека, Э. Купера, Э. Направника, А. Никиша, В. Сука.

Неоднократно выступала в концертах (в т. ч. п/у В. Сафонова), в 1918 - перед красноармейцами в Елизаветграде исп. произв. М. Мусоргского и Р. Вагнера в ансамбле с пианистами Г. Нейгаузом и К. Шимановским. В 1923-24 выступала в Новониколаев. опере. В 1924-25 гастролировала с концертами (вместе с А. М. Лабинским) по Сибири и Дальнему Востоку, в 1925-26 - в Китае.

В 1921-22 вместе с Л. Собиновым участвовала в организации муз. учебных заведений в Севастополе и Симферополе.

В 1924 преподавала в Минском муз. техникуме, в 1927-33 - в Харьков. муз.-драм. ин-те, в 1933-35 - в Бакин. конс. (зав. вокальной кафедрой), в 1935-55 - в Моск. конс. (с 1941 проф.), с 1935 - в Муз. уч-ще при Моск. конс., в 1941-43 - в Саратове, в 1944-48 педагог хора в Большом т-ре. Среди ее учениц - А. Соленкова, Н. Добролюбова.

Записывалась на грампластинки в Москве ("Пате", 1913). Из 6 дисков, на к-рых были записаны арии из опер Н. Римского-Корсакова, Дж. Верди и Вагнера, сохранился один - Смерть Изольды (из 3-го д.).

Автобиографические записки (рук.) хранятся в семейном архиве родственников певицы.

Лит.: Р. Т. Дебют Балановской / / Биржевые ведомости. 1906. 26 апр.; Л. Н. Балановская (Биографический очерк). // Театр. 1911. № 926. С. 8-9; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. - 2-е изд. - М., 1962. С. 60-61; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905-1917. - Л., 1975. С. 153-54; Владыкина-Бачинская Н. Собинов. - М., 1958. С. 196-197; Лесс Ал. Л. Титта Руффо. - М., 1983. С. 84-85; Лисенко І. З фантастичного дебюту... // Культура і життя (Київ). 1983. 30 жовтня. С. 6; Гринев H. Сквозь шум старого диска // Мелодия. 1984. № 4. С. 61.

В начало словаря