Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Большая биографическая энциклопедия (2009г.)
Статьи на букву "Ф" (часть 18, "ФЕО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 18, "ФЕО")

Феодосий, игум. Предтечева Железноборовского м.

Феодосий, игум. Предтечева Железноборовского м. - костромской еп. Опр. 1730, отрешен 5 авг. 1737 г., вновь определ. 15 дек. 1741 г., был до 8 авг. 1753 г.

{Половцов}

Феодосий, игум. Розважа Новгород. мон.

1798, † 1805 г.

{Половцов}

Феодосий, Игумен

Феодосий, Игумен - второй Игумен Киево-Печерского Монастыря, ныне Лаврою именуемого, родился близ Киева в городе Василькове, после с родителями переселился в город Курск, оттуда пришел в Киев к Преподобному Антонию Печерскому и на 23 году возраста своего пострижен в Монашество. Когда Преподобный Антоний, оставив прежнюю Дальнюю Пещеру, вселился в другую, именуемую Ближнею, то Феодосии оставшись в первой с Игуменом Варлаамом, устроил там Монастырь, а по отшествии Варлаама избран во Игумена оного и собрал 100 Братий, принял Устав Общежительный Студийского Монастыря и потом с Преподобным Антонием основал на горе новый Монастырь, где ныне Лавра; преставился 1074 года Майя 3.

Житие его, обстоятельно описанное Преподобным Нестором, помещено в Патерике Печерском, и там находятся многие его Поучительные Слова Братии. А одно его Поучение пространнее напечатано в 1 части Русского Временника, изданного в Москве 1820 г., от стр. 170. В древлеписьменных Славенских Прологах есть его Поучение о казнех Божиих. В Патерике на листе 54 упоминается о писанных им к Великому Князю Святополку обличительных Посланиях за изгнание им Великого Князя Изяслава. Там сказано, что одна Епистолия, из таковых посланная, была зело велика и раздражила Святослава до того, что он хотел сослать его в заточение. Но все сии Послания не дошли до нас. При некоторых старописьменных Патериках находится его пространный Ответ Великому Князю Изяславу на Вопрос его о Варяжской (Латинской) Вере.

{Болховитинов}

Феодосий, игумен Веневского Никольск. мон.

1584 г.

{Половцов}

Феодосий, игумен Заоникиевой пуст.

1637 г.

{Половцов}

Феодосий, игумен Пафнутьева Боровского мон.

1584 г.

{Половцов}

Феодосий, игумен печерский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Феодосий, Иеромонах

Феодосий, Иеромонах - Иеромонах Каргопольского Ошевенского Монастыря, сочинил Житие и подвиги Преподобного Александра Каргопольского нового Чудотворца и Службу на память его Апреля 20. Книга сия рукописною хранится в Московской Синодальной, или Патриаршей библиотеке.

{Болховитинов}

-----------------------------------

Феодосий, иеромонах

Ошевенского мон. 1567 г., составитель "Жития Св. Александра Ошевенск. Каргопольского чудотворца".

{Половцов}

Феодосий, иеромонах Александро-Ошевенского монастыря

Феодосий, иеромонах Александро-Ошевенского монастыря - иеромонах Александро-Ошевенского монастыря Олонецкой епархии; жил во второй половине XVI века, был сыном священника. Других биографических сведений о нем не найдено. В 1567-1568 гг. он описал "Житие и чудеса преподобного Александра Ошевенского"; он же написал и службу ему. Один из списков "Жития" имеется в Архиве Св. Синода в рукописном Сборнике № 4002, полученном из Тихвинского Большого Успенского монастыря.

Филарет, арх. Черниговский, "Обзор русской духовной литературы", кн. I, стр. 162- 163. - "Описание рукописей, хранящ. в Архиве Св. Синода", том II, вып. 2-й, стр. 861-862.

К. З.

{Половцов}

Феодосий, иеромонах Желтого Николаевского монастыря

Феодосий, иеромонах Желтого Николаевского монастыря - иеромонах Желтого Николаевского монастыря; биографических сведений о нем не найдено; жил в конце XV века. В 1483 году он сочинил "Канон св. Арсению, епископу Тверскому"; канон читается в печатной минее, но без имени сочинителя. Он же написал и "Житие св. Арсения", составленное по прежним кратким запискам; ему же приписывают список "Патерика XV века".

Филарет, архиеп. Черниговский, "Обзор русской духовной литературы", кн. I, стр. 118.

К. З.

{Половцов}

Феодосий, из казначеев

Новгород, архиеp. дома, архим. Успенск. тихвин. мон.; 8 марта 1727, † 1744 г. 28 сент.

{Половцов}

Феодосий (казанск.)

1631 г. игумен казанского Богородичного мон.

{Половцов}

Феодосий (калужск.)

1665 г. строит. Успенского Боровенск. калужск. мон.

{Половцов}

Феодосий Качалов

Феодосий Качалов (Федор Родионович) - 1709-1714 г., воевода в Нерчинске; 1715-1717 комендант в Томске, постригся и был 1720 г. наместник тобольского архиерейского дома.

{Половцов}

Феодосий (киевск.)

1653 г. строитель Братского Богоявленск. мон. в Киеве.

{Половцов}

Феодосий Козловский

1700 г. (?) строитель Пурдышевской пуст.

{Половцов}

Феодосий Конищев

Феодосий Конищев - строит. 1645 г. Стромынск. Троицкого мон.

{Половцов}

Феодосий Косой

Феодосий Косой - еретик, был холопом одного из московских бояр. "Улучив свободу мужеством и разумом своим", он бежал от господина на коне и с "имением" (так как занимал среди господских холопов видное положение.) к заволжским старцам в Порфириеву пустынь и там постригся в монашество. Ф. был учеником известного Артемия (Пустынника), бывшего в 1551 г. игуменом Троице-Сергиевой лавры и осужденного на соборе 1553 года за еретичество. С 1551 г. Ф. был в Новоезерском монастыре на Белоозере, откуда в 1554 г. прибыл в Москву и за еретичество был заключен в одном из московских монастырей, откуда бежал с единомышленниками в Литву, скрывая свой след переменою "множицею" одежд и имен. Беглецы прибыли в Витебскую губернию и основались в местности "Усо-чорт", проповедуя свое учение; Ф. вскоре женился на какой-то вдове-еврейке, но, преследуемый православным духовенством за иконоборческие идеи, должен был удалиться в глубь Литвы, где, вероятно, проживал у какого-либо пана в качестве религиозного проповедника. Ф. хорошо знал Ветхий и Новый Завет и святоотеческие сочинения св. Иоанна Златоуста и Вас. Великого. Последние дни Косого и время смерти его неизвестны, - не оставил он и письменных памятников своего учения, оно известно лишь от третьих лиц в церковно-полемических памятниках: "Истины показание к вопросившим о новом учении" и "Многословное послание" - оба принадлежат иноку Отенского монастыря Зиновию и написаны в 1565-1566 гг. Одни считают Косого зависимым от учения антитуленитариан, другие называют его преобразователем ереси жидовствующих в христианский рационализм, иные признают его самобытным, возникшим на почве домашнего критицизма, направленного против крайностей внешне-обрядового благочестия и нравственных непорядков. "Не права у вас вера, - говорил Косой, - вы только Бога гневите своим мнимым благочестием"; он отрицал троичность лиц в Божестве, божество Христа, запрещал почитать Богоматерь, святых и их нетленные мощи; отвергал иконы, почитание креста, богослужение, таинства, обряды посты, иерархию, монашество, святоотеческие писания и предания, жития святых - словом, все, что составляет сущность православия, отвергал всякую власть, все гражданские обязанности, подрывал семейный быт, отвергая уважение к родителям, целомудрие и благоприличие; в этом у него много общего с русским рационализмом XVI века. История не сохранила точных сведений о последователях Косого в России, кроме вопрошавших инока Зиновия клирошан; в Витебске последователи Косого сделались кальвинистами; после Косого плеяда русских еретиков обрывается до XVIII века.

E. Е. Голубинский, "История Русской церкви", 1-я половина II тома. - "Труды Киевской Духовной Академии", 1870 г., июнь. - Ф. Калугин, Зиновий Отенский и его сочинения". - Макарий, "История Русской церкви". - В. А. Никольский, "Феодосий Косой" (беспл. прил. к еженедельнику "Век"). - Коялович, Христианское Чтение", 1871 г., февраль, стр. 280-282.

К. Здр-в.

{Половцов}

-----------------------------------

Феодосий Косой

монах Кирилова Белозер. мон., еретик рационалист, осужден. Москов. собор. 1554 г.

{Половцов}

Феодосий (костромск.) (I)

1653 г. игумен костромского Николаев. мон.

{Половцов}

Феодосий (костромск.) (II)

1685 г., игумен Железноборовского костромского мон.

{Половцов}

Феодосий Лазовский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Феодосий Лебедев

Феодосий Лебедев (Федор) - р. 2 авг. 1614, † 29 окт. 1687 г.; 1644-52 г. с 1663 г. игумен Антоньева Сийского мон., восстанов. его после пожара 1658 г.

{Половцов}

Феодосий Лихарев

Феодосий Лихарев - строит. 1669 г. Успенского Боровенск. мон., калужск. епархии.

{Половцов}

Феодосий Лозовский

Феодосий Лозовский - епископ Владимиро-Волынский и Берестейский.

Год рождения неизвестен.

Фамилию Лозовских приобрел с дворянством позже.

Был женат, имел дочь.

1 декабря 1552 года королевской грамотой, данной в Вильне, назначен епископом Холмским. Холмские акты говорят о многих судебных процессах, которые велись при епископе Феодосии по земельным делам, по поводу захватов церковных имений, церквей, о грабежах, побоях и т.п.

В 1565 году королевской грамотой переведен на Владимиро-Волынскую и Берестейскую епископию.

Эту кафедру ему пришлось занимать при содействии вооруженных сил, после настоящего сражения со сторонниками другого претендента на ту же епархию, Иоанна Борзобогатого-Красенского, сына умершего Владимирского епископа Иосифа.

В 1578 году дал согласие на развод князя Андрея Курбского с женой.

23 декабря 1579 года, по просьбе епископа Феодосия, Польский король Стефан Баторий дал разрешение передать Владимирскую епископию архимандриту Киево-Печерской лавры Мелетию (Хребтовичу; † 1593).

15 января 1580 года епископия была сдана, и с 19 мая того же года Феодосий назывался уже "бывший владыка Владимирский".

25 июля 1588 года выделил из церковного имения местечко Озерцы и одиннадцать сел, доходы с них назначил на благоустройство соборной Владимирской церкви, на учреждение богадельни, школы для обучения детей, на содержание двух проповедников.

Есть сведения, что епископ Феодосий делал наезды с толпой вооруженных людей на имения своих соседей и разбойнически нападал на большой дороге, причем иногда наносил раны своей рукою.

Под старость Феодосий совершенно предался во власть своего зятя Михаила Дубницкого, владимирского войта, который разорял церковные имения, расточал церковную казну, а когда соборное духовенство решило начать судебный процесс об этих действиях, епископ Феодосий некоторых священников избил своим посохом. Такие факты дали основание называть его "замечательно буйным и порочным пастырем" (Д. Иловайский), который "служил позором для православного духовенства и соблазном для своей паствы" (Теодорович Н.). Эта характеристика, основанная на Луцких и Владимирских актах, не кажется верной В. Площанскому, основывающемуся на Холмских актах.

13 апреля 1589 года епископ Феодосий скончался.

Литература:

Теодорович Н. И. Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской епархии. - Почаев, 1893.

Иловайский Д. И. История России: в 5 т. - М., 1876-1905. - Т. 3.

Площанский В. М. Прошлое Холмской Руси по архивным документам XV-XVIII вв. и другим источникам. Духовенство: в 2 т. - Вильна, 1899-1901. - Т. 1.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886. - Т. 9. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. - СПб., 1882-1884. - Ч. 1. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1397. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 1039,1047.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 27, 38.

Архив Юго-Западной России: 37 т. - Киев, 1859-1914. - Т. 1 (предисловие М. Иванышева).

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 3, с. 769. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 1, с. 546. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 5, с. 192-193,198, 217, 245-247, 250, 256, 401.

Феодосий (льговск.)

1704 г. строит. Дмитриевской Льговской пуст.

{Половцов}

Феодосий Макаревский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Феодосий Маслов

Феодосий Маслов (в миру Феодор) - архимандрит Софрониевой Молчанской пустыни и основатель Григорьевского Бизюкова монастыря. Родился в гор. Глухове, Черниговской губ., в 1720 г. и был сыном купца. Скончался 9 декабря 1802 года. Обучившись грамоте, Ф. с юных лет помогал отцу в торговле; в отсутствие отца неумелым и неудачным ведением дела он расстроил отцовское достояние, наделал много долгов и бежал от родительского гнева в Молдавию. Там Ф. поступил послушником в Нямецкий общежительный монастырь, где подвизался под руководством известного старца, настоятеля Паисия (Величковского) и вскоре был пострижен под именем Феодосия, а после, за строго подвижническую жизнь, возведен в сан игумена и назначен начальником общежительной пустыни Мирнополянской (Тисманской), находившейся в Валахии, при реке Дунай, под владычеством Турции. В 1769 г., во время войны России с Турцией, игумен Ф. тайно доставлял из обители продовольствие русской армии, после же ухода русских войск обитель была предназначена к сожжению, а иноки с настоятелем - к смертной казни. Взятый уже под стражу и заключенный в оковы, Ф. отпросился в церковь для последней молитвы, откуда потайным ходом скрылся и уехал в русский лагерь за турецкую границу. Ласково принятый главнокомандующим князем Гр. А. Потемкиным, беглец был отправлен в С.-Петербург и представлен государыне, назначившей ему пожизненную пенсию. В 1779 году, 12 января, он был назначен настоятелем Молчанской Софрониевой пустыни. При содействии кн. Потемкина, по просьбе Ф., Молчанской пустыни дано было во владение в Херсонской губ., на Днепре 5245 десятин земли и 20718 десятин в Екатеринославской губ., на реке Ингулец. На первом участке устроено было подворье Софрониевой пустыни с церковью во имя священномученика Григория (в память кн. Потемкина), обращенное потом в Григорьевский Бизюков монастырь Херсонской епархии. Монастырь этот посетила в 1787 г. государыня императрица Екатерина II, после чего игумен Ф. возведен был в сан архимандрита. В заботах об устройстве обеих обителей, архимандрит Ф. расширял монастырское хозяйство, на земельных участках строил часовни, на реках водяные мельницы и на привольных пажитях умножил число всякого рода скота. Последние годы своей жизни архимандрит Ф. провел в Софрониевой пустыни, где и похоронен.

Н. Ф. Ногачевский, "Жизнь о. Феодосия, первого архимандрита и основателя Григорьевского Бизюкова монастыря", Одесса, 1895 г. - Строев, "Списки иерархов".

К. Здр-в.

{Половцов}

-----------------------------------

Феодосий Маслов

с 1779 г.; † 1802 г. 9 дек., архим. Софрониевой Молчанской пуст.

{Половцов}

Феодосий, митрополит

Бершадск. в Сербии, в Москве 1665 г., с 1667 г., митрополит белоградский. † 1671 г. 20 авг.

{Половцов}

Феодосий, митрополит Белгородский

Феодосий, митрополит Белгородский - митрополит Белгородский и Обоянский.

По происхождению серб.

В 1663 году приезжал из Сербии в Россию за милостынею в сане епископа.

В 1665 году в сане митрополита Венчатского (Сербия) вторично прибыл и навсегда остался в России. Митрополит Феодосий пользовался особым расположением царя Алексея Михайловича за свои добродетели. Во время вторичного приезда в Россию он жил в Москве при Архангельском соборе, именуясь митрополитом Сербским и Архангельским, и отправлял богослужение в Архангельском соборе "по родителях царских у царских гробов".

Присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 годов и был переводчиком у восточных патриархов: Александрийского Паисия и Антиохийского Макария, участвовавших в работе Собора.

17 мая 1667 года назначен митрополитом на вновь открытую Белгородскую митрополию. В Белгород прибыл 8 октября 1667 года. Его управление епархией совпало с тревожными событиями на Украине, вызванными униатской смутой. Белгородская паства все время находилась на военном положении.

Как постоянный заступник обиженных и ходатай за них перед властями, митрополит Феодосий был любим паствой. Он получал щедрые подарки и от царского престола и всего населения Белгородского края.

Свидетельством его архипастырской деятельности на Белгородской кафедре осталось его Окружное послание к своей пастве. В ночь с 19 на 20 августа 1671 года митрополит Феодосий скончался.

Труды:

Окружное послание к белгородской пастве.

Литература:

Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). - Харьков, 1902, с. 1-4. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1403. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 633,1052.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 57.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии. [Филарет (Гумилевский)]. - М., 1859.

Курские епархиальные ведомости. - 1907, № 7 и 29.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 2, с. 1242. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 1, с. 420. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 25, с. 358. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 7, с. 338, 385.

Феодосий, митрополит белгородский и обоянский

Феодосий, митрополит белгородский и обоянский - первый митрополит белгородский и обоянский (1667-1671 гг.). В 1667 году на вновь открытую белгородскую митрополию назначен был выходец из Сербии, епископ Варшетский или Вершетский Феодосий, с возведением в сан митрополита. О жизни его до епископства сведений не имеется, в сане же епископа он в декабре 1663 года приезжал из Сербии в Россию за милостыней, в октябре 1665 года вторично прибыл и навсегда остался в России, где пользовался особым расположением государя за свои добродетели, о чем засвидетельствовано и в грамоте об учреждении митрополии в Белгороде. Пребывая в Москве, он отправлял богослужение в Архангельском соборе "по родителях царских у царских гробов", присутствовал на соборе русской церкви с прибывшими восточными патриархами и был докладчиком или посредником-переводчиком по делам. По возведении на белгородскую митрополию он еще четыре месяца оставался в Москве, собирая все необходимое для богослужений в новоучреждаемой епархии. Из Москвы он выехал 14 сентября 1667 года и прибыл в Белгород 8 октября. Четырехлетнее правление митрополита Ф. прошло среди тревожных событий на Украйне: решено было отложиться от российского государя и передаться турецкому султану; восстание вспыхивало повсюду, захватило значительную часть и Белгородской митрополии; паства белгородского владыки все время находилась на военном положении, дрожа за свое достояние и жизнь. Митрополит постоянно сообщал государю о положении дел, называл положение города беззащитным и служил молебны о даровании победы российскому воинству. Как постоянный заступник обиженных и ходатай за них пред властями митрополит был любим паствою. Он получал щедрые дары и от престола царского, и от всего населения Белгородской области; жизнь его была обставлена весьма удобно и положение его было вполне "безбедное". Единственным памятником его архипастырского служения на Белгородской кафедре служит его окружное послание к новой его пастве - многословное послание, обильное общими местами, вычурными образами и сравнениями, но скудное по содержанию; оно дает понятие о литературном, собственно риторическом образовании Ф. в духе того времени, но ничего не дает для характеристики его управления. В ночь с 19-го на 20-е августа 1671 года он скончался.

А. С. Лебедев, "Белгородские архиереи" (Хар., 1902). - "Курские Епархиальные Ведомости", 1907 г., №№ 7, 29. - "Историко-стат. описание Харьковской епархии". - Столбцы Моск. Архива Мин. Юстиции.

К. Здр-в.

{Половцов}

Феодосий Михайловский

Феодосий Михайловский - епископ коломенский и кашир., рукоположен 28 дек. 1763 г.; † 1787 г. янв.

{Половцов}

Феодосий Михайловский-Прокофьев

Феодосий Михайловский-Прокофьев (Андрей) - епископ Коломенский и Каширский.

Родился в 1723 году в городе Михайлове Рязанской губернии в семье причетника.

С 12 сентября 1740 года обучался в Рязанской духовной семинарии.

С сентября 1745 по 1749 год обучался в Московской духовной академии.

В апреле 1749 года приехал в Рязань и был определен учителем Рязанской духовной семинарии.

В 1755 году в Рязанском Духовском монастыре пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен префектом семинарии.

С 1758 года - присутствующий в семинарской конторе.

В 1759 году освобожден от присутствия в конторе и в том же (или следующем) году возведен в сан архимандрита Духова монастыря.

В 1761 году определен ректором Рязанской семинарии и архимандритом Рязанского Богословского монастыря.

В 1763 году переведен в Солотчинский Рождество-Богородичный монастырь той же епархии.

28 декабря 1763 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского в придворной церкви в присутствии императрицы Екатерины П.

Скончался 30 января 1787 года.

В период управления епископом Феодосием Коломенской епархией учреждена Коломенская консистория (1764), построены Тихвинский собор в Коломне и загородный архиерейский дом.

В 1775 году епископ Феодосий встречал императрицу Екатерину II и принимал ее в архиерейских покоях.

Литература:

Марков Н., священник. Коломенская епархия // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. - М.-Сергиев Посад, 1863-1894; 1886, отд. 3, с. 229.

Макарий, архимандрит. Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии. - Новгород, 1864.

Агнцев Д. История Рязанской духовной семинарии. - Рязань, 1889.

С-сов I, священник. Описание Богословского общежительного, монастыря Рязанской епархии. - М., 1894.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 116. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 422, 425,1033. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 116.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 47.

Исторический вестник. - СПб., 1894, ноябрь, с. 470.

- 1895, апрель, с. 546-547. Русская старина. - СПб., 1873, октябрь, с. 84. Русский архив. - М., 1889. - Кн. 2, с. 348. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 12, с. 361. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1411.

Феодосий (можайск.)

1644 г. игумен Иоакимо-Анненского мон. в Можайске.

{Половцов}

Феодосий, монах московский

1625 г., 1661 г. справщик Москов. печатн. двора.

{Половцов}

Феодосий, монах печерский

Феодосий, монах печерский - кажется, одно лицо с переводчик. Св. Писания, игумен 1142 г.; † 1156 г.

{Половцов}

Феодосий (москов.)

1584 г. архимандрит Андроньева мон. в Москве.

{Половцов}

Феодосий Муравей

1668 г. строит. Макарьевой пуст., казанск. еп.

{Половцов}

Феодосий Нестерович

1709-65 г. игум Успенск. Нехворощанского мон., полтавск. еп.

{Половцов}

Феодосий (нижегор.)

1665 г. строит. Спасской пуст., нижегор. еп.

{Половцов}

Феодосий, Никольск. Беседного мон.

1727-29 г.

{Половцов}

Феодосий (новгород.)

1589 г. игумен Спасо-Нередицкого новгород. мон.

{Половцов}

Феодосий, окт. 1675 г.

Феодосий, окт. 1675 г. - игум. ряжского Симеона Столпника мон.

{Половцов}

Феодосий Олтаржевский

Феодосий Олтаржевский (в миру Петр Наркисович, род. в 1867 г.) - писатель, воспитанник Киевской духовной академии, епископ прилукский, викарий полтавской епархии. Главный его труд: "Палестинское монашество в IV - VI вв." (Киев, 1899, магист. диссерт.).

{Брокгауз}

Феодосий Орехов

Феодосий Орехов (в миру Феодор Васильевич) - архимандрит Веркольского монастыря, Пинежского уезда Архангельской губернии. Родился в 1829 г. и происходил из обер-офицерских детей; скончался в ночь на 22 апреля 1885 года. Образование Ф. получил в Орловской гимназии и в Горы-Горецком земледельческом институте. В 1854 г. он поступил в Кирилло-Новоезерский монастырь и жил там в качестве богомольца; в 1856 г. перешел в Кожеозерскую общежительную пустынь Архангельской губ., где в 1857 г. был зачислен в послушники и в 1860 г., 5 июня, пострижен в монашество с именем Феодосия. Смиренно исполняя все возлагаемые на него послушания (печение просфор, обязанности келаря), Ф. в 1861 г., 15 июля, был рукоположен в иеродиакона, 16 июля - в иеромонаха, а 26 июля назначен строителем Веркольской пустыни, бывшей в весьма жалком положении и клонившейся к совершенному упразднению. На долю Ф. выпало оживить эту обитель. Его неусыпными трудами сделано было то, что Веркольская пустынь не только обновилась зданиями, но настолько обогатилась материальными средствами, что имела возможность широко развить свою благотворительную деятельность. Странники, болящие и маломощные старики и старухи имели в ней не только приют, но и все необходимое для пропитания и одежды; даже местные крестьяне в случайной нужде получали утешение и поддержку в обители. При пустыни были открыты два сельских училища, приют и ремесленные мастерские; кроме того, обитель весьма отзывчиво относилась ко всем общеепархиальным нуждам, жертвуя крупные суммы на духовно-учебные заведения, церковно-приходские школы и особенно на возобновление древнего Печенгского монастыря. Весьма почтенна также и просветительная деятельность Ф.: он не только облагораживающим образом влиял на нравы окружающего населения примером своей праведной жизни, проводимой в молитве и трудах, но еще издал десятки тысяч брошюр и листков религиозно-нравственного содержания, например "О роскоши и пьянстве" и по поводу 300-летия со для кончины преп. Трифона Печенгского. Неутомимый в трудах и неподражаемый по благотворительности, Ф. 17 января 1865 г. посвящен был в игумены и 21 ноября 1882 г. возведен в сан архимандрита. Он был монахом-подвижником в самом строгом смысле: при большой умеренности в пище спал на голых досках, с камнем под головой. По кончине своей оставил незабвенную память устройством каменных стен кругом монастыря, высокой красивой колокольни и двух церквей в окрестностях монастыря.

А. Греков, "О. архимандрит Феодосий, настоятель Веркольского монастыря Архангельской губ., Пинежского уезда", с портретом его, СПб., 1893 г.

К. Здр-в.

{Половцов}

Феодосий, основатель Буйницкого могилевского мон.

1651 г.; с 1653-1659 г., потом архимандрит; † 1671 г. 18 октября.

{Половцов}

Феодосий, основатель Воскресенского монастыря

Феодосий, основатель Воскресенского монастыря - подвижник XV в., основатель (вместе с Афанасием Железный Посох) Воскресенского череповецкого монастыря в Новгородской губ. Есть вероятное предположение, что он, подобно преп. Афанасию, был учеником преп. Сергия Радонежского и до построения своего монастыря жил в обители последнего. Мощи его почивают под спудом в церкви упраздненного Воскресенского монастыря, ныне соборе гор. Череповца. Память, общая с Афанасием, - 5 июля, 25 сентября и 26 ноября.

Амвросий, архим., "История российской иерархии", т. VI. - "Словарь историч. о святых в рус. церкви", СПб., 1836. - Леонид, архим., "Св. Русь", СПб., 1891. - Косолапов, И., "Месяцесл. правосл. кафол. церкви", изд. 2, Симбирск, 1880. - Димитрий, архиеп., "Месяцеслов святых", сентябрь. Каменец-Подол., 1893.

Т.

{Половцов}

Феодосий Петровский

1740-1741 г. строит. Пешнош. мон.

{Половцов}

Феодосий (печенг.)

1697 г. игум. Печенгской вологодской пуст.

{Половцов}

Феодосий Печерский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Феодосий (пошехон.)

1700 г. игум. Адрианова Пошехонск. мон.

{Половцов}

Феодосий, преподоб. Тотемский

Феодосий, преподоб. Тотемский - основатель Спасо-Суморина мон.; † 29 янв. 1568 г.

{Половцов}

Феодосий, преподобн. Глушицкий

Феодосий, преподобн. Глушицкий - память 12 октября.

Дополнение: Феодосий, препод. Глушицкий, последний из святых учеников Дионисия Глуш. XV в. точно год кончины его неизвестен (см. стр. 211, кн. Верюжского "Вологодские святые").

{Половцов}

Феодосий, преподобн. игум. Печерский

Феодосий, преподобн. игум. Печерский - † 3 мая 1074 г.

{Половцов}

Феодосий, преподобн. Монзенский

Феодосий, преподобн. Монзенский - местно чтимый; † 1592 г.

{Половцов}

Феодосий, преподобн. Череповский

XV века (основатель со св. Афанасием Воскресенск. мон. в Череповце).

{Половцов}

Феодосий, преподобный Глушицкий

Феодосий, преподобный Глушицкий - преподобный Глушицкий, жил в XV в. Считается учеником преп. Дионисия († 12 июня 1437 г.), основавшего (до 1403 г.) Глушицкий монастырь в Вологодской губернии. Год смерти его неизвестен. Мощи почивают под спудом в Глушицком монастыре. Память его чтится 12 октября, службу имеет общую с другими глушицкими угодниками.

Амвросий, архим., "История российской иерархии", т. III. - Филарет, архиеп., "Русские святые", кн. 3. - Верюжский, "Историч. сказ. о рус. святых Вологодской епархии", Вологда, 1880 г. - "Книга, глаголемая описание российских святых" ("Чт. Общ. Ист. и Древн. Росс.", 1887 г., кн. 4). - Димитрий, en., "Месяцеслов святых русских", т. I, Тамбов, 1878 г.

T.

{Половцов}

Феодосий, преподобный монзенский

Феодосий, преподобный монзенский - преподобный монзенский, подвизался в монзенском Благовещенском монастыре (Костромской губ.) почти с начала его основания, ум. не позже 1601 г. В житии преп. Ферапонта сообщается, что Феодосий был слепец и превосходил всю братию монастыря иноческими добродетелями: послушанием, смирением, молитвенным бодрствованием, постом и трудолюбием. Любимой его работой, которую он не прерывал и по ночам и часто тайно исполнял за других иноков, было приготовление муки на ручных жерновах. Он удостаивался чудесных явлений скончавшегося преп. Ферапонта и после своей смерти являлся другим. Погребен Ф. в Благовещенской церкви упраздненного монзенского монастыря. Память его чтится 12 декабря. Церковного почитания не имеет, хотя и вносится иногда в списки святых.

Филарет, архиеп., "Жития святых", декабрь, СПб., 1900. - Котельский Г., свящ., "Сказание о жизни и чудесах преп. Ферапонта моизенского", Кострома, 1874. - Димитрий, архиеп. тверской, "Месяцеслов русских святых", декабрь, Каменец-Подольск, 1895. - Голубинский Е. Е., "История канонизации святых русской церкви", М., 1903.

Т.

{Половцов}

Феодосий Прокофьев

Феодосий Прокофьев (в миру Андрей) - епископ коломенский, сын пономаря Благовещенской церкви в гор. Михайлове, умер 30 января 1787 г. Обучался первоначально (с 12 сентября 1740 г.) в рязанской семинарии, затем (с сентября 1745 г.) в Московской духовной академии, из которой вышел, до окончания курса, в начале 1749 г. По приезде в Рязань в апреле того же года он был испытан в познаниях и определен учителем в рязанскую семинарию. По пострижении в монашество в рязанском Духовом монастыре и посвящении в иеромонаха он в 1755 г. был назначен префектом семинарии и около 1758 г. - присутствующим в семинарской конторе. В 1759 г. Ф. был освобожден от присутствования в конторе и в том же или в следующем году посвящен в архимандрита Духова монастыря. В 1761 г. мы его видим ректором семинарии и архимандритом рязанского Богословского монастыря. 29 октября 1763 г. Ф. был определен епископом коломенским и хиротонисан 28 декабря в придворной церкви в присутствии императрицы. Во время его управления епархией была учреждена коломенская консистория (1764 г.), построены Тихвинский собор в Коломне и загородный архиерейский дом, дважды (в 1764 и 1777 гг.) изменены границы епархии и введены штаты 1764 г., с упразднением монастырей, реорганизацией хозяйства семинарии, монастырей, архиерейского дома и проч. В октябре 1775 г. Ф. встречал в Коломне имп. Екатерину, служил в ее присутствии литургию и принимал ее в архиерейских покоях. Скончался он на 64-м году жизни.

Дела Архива Св. Синода - 1763 г., № 145, и 1787 г., № 109. - Макарий, архим., "Историко-статистическое описание рязанской духовной семинарии", Новгород, 1864. - Агнцев Д., "История рязанской духовной семинарии", Рязань, 1889. - Марков Н., свящ., "Коломенская епархия" ("Чт. в Общ. любит. дух. просвещ.", 1888 г., август"). - C-сов И., свящ., "Описание Богословского общежительного м-ря рязанской епархии", M., 1894.

T.

{Половцов}

Феодосий Процюк

Феодосий Процюк (Игорь Иванович). Митрополит Омский и Тарский; родился 7 января 1927 г. в Волынской области; окончил Ленинградскую духовную академию (заочно) в 1956 г., магистр богословия; в 1945 г. был рукоположен во диакона, затем - во пресвитера; 1945-1955 - настоятель храмов в Волынской и Хмельницкой областях Украинской ССР; 1955-1962 - настоятель Николаевской церкви в г. Каменец-Подольске, благочинный Каменец-Подольского округа; был возведен в сан протоиерея в 1956 г.; в 1962 г. определен быть епископом Черниговским и Нежинским, пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита; хиротонисан 2 декабря 1962 г.; 1964-1967 - епископ Полтавский и Кременчугский; 1967-1972 - епископ Черновицкий и Буковинский; 1972-1984 - епископ Смоленский и Вяземский; в 1979 г. был возведен в сан архиепископа; 1984-1986 - архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы; с 1986 г. - архиепископ Омский и Тюменский, с 1990 г. носит титул "Омский и Тарский"; 25 февраля 1997 г. возведен в сан митрополита; избирался депутатом Омского областного Совета (1990-1993).

Феодосий (псковск.)

1598 г. игумен Крыпецкого псковск. мон.

{Половцов}

Феодосий, расколоучитель

1711 г. дьячок Крестецкого яма, раскольничий учитель и основатель толка "феодосеевщины".

{Половцов}

Феодосий Рождественский

Феодосий Рождественский (в миру Феофан Семенович; 1821 - 23 января 1895 года в Москве) - архимандрит.

Некролог

23 января скончался после продолжительной болезни управляющий московским Заиконоспасским монастырем, член Московской синодальной конторы преосвященный Феодосий. Почивший принадлежал к числу старейших архипастырей русской церкви.

Епископ Феодосий (в миру Феофан Семенович Рождественский), сын причетника села Мяснова Серпуховского уезда, родился в 1821 г. и получил образование в Московской духовной семинарии, в которой окончил курс студентом в 1842 г. и вскоре был назначен преподавателем в Перервинское духовное училище. Через пять лет он принял монашество, возведен в сан иеродиакона, затем через два года был посвящен в иеромонахи и назначен смотрителем Перервинского училища. Эту должность он занимал недолго, так как в 1853 г. был переведен смотрителем же в Заиконоспасское духовное училище, где оставался до 1859 г., когда последовало назначение его синодальным ризничим.

В 1863 г. почивший был возведен в сан архимандрита. Спустя четыре года он был назначен настоятелем Покровского монастыря и членом Московской духовной консистории. В 1871 г. архимандрит Феодосий был переведен настоятелем в Соловецкий ставропигиальный монастырь, где оставался в течение семи лет. После Соловецкого монастыря ему пришлось послужить в Ростове настоятелем Богоявленского монастыря. Отсюда почивший был переведен на настоятельное место в Афанасьевский монастырь в Ярославле, с назначением членом местной духовной консистории.

16 февраля 1886 г. почивший был хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии, а в 1892 г. получил самостоятельную епископскую кафедру во Владикавказе. Здесь преосвященный оставался недолго и с 12 июня 1893 г., по прошению, был переведен в Москву управляющим Заиконоспасским монастырем с назначением членом Московской синодальной конторы.

("Московские Ведомости", 1895, № 25).

Библиография

Его:

Слово при наречении в епископы ("Православное Обозрение", 1886, кн. 3).

О нем:

"Московские Церковные Ведомости", 1895, № 5, с. 50-51.

"Церковные Ведомости", 1895, кн. 5, с. 235.

Феодосий (ростовск.)

1598 г. архим. ростовск. Богоявленск. мон.

{Половцов}

Феодосий Ростоцкий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Феодосий Рудницкий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Феодосий (рязанск.)

1535 г. игумен рязанского Зарецкого м.

{Половцов}

Феодосий, с 1713-15 г.

Феодосий, с 1713-15 г.

строит., 1715-19 г. игум. Предтечева мон.

Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. - Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918.

-----------------------------------

строит., 1715-19 г. игум. Предтечева мон.

{Половцов}

Феодосий Саблин

1694-98 г. строит. Введенского Островского мон.

{Половцов}

Феодосий Сафонович

Феодосий Сафонович - игумен киевского Михайловского Златоверхого монастыря, первый систематико-историк русский и известный южно-русский духовный писатель XVII века. О нем известно, что для усовершенствования в науках он, по обычаю того времени, ездил на Запад, в заграничные школы и университеты. По возвращении из-за границы в 1649 г. был наставником юношества в Киево-Братском коллегиуме, в 1653- 1655 гг. состоял наместником Киево-Братского монастыря и с 1655 г. - игуменом Михайловского монастыря, где и скончался в 1676 году. Ф. был первым наместником Киево-Братского монастыря (раньше этой должности не было), и на его долю выпало в 1654 г. дважды ходатайствовать пред царем Алексеем Михайловичем о даровании монастырю разных имущественных прав; такие же хлопоты пришлось ему принять на себя и в Михайловском монастыре: в 1671 г. он получил от короля Михаила Вишневецкого грамоту, подтверждавшую все земельные владения монастыря. Ученая деятельность Ф. Сафоновича была поистине удивительна. "Нет ни одного рода словесности, - говорит Аскоченский, - в котором бы Ф. не испытал своих сил". Самый главный его ученый труд это - "Хроника з летописцев стародавных, з святого Нестора Печерского и инших, также з хроник Польских о Русии, отколь Русь почалася и о первых князех Русских и по них дальших наступаючих князех и о их делах, собранная працою иеромонаха Феодосия Сафоновича, игумена монастыря Михайловского Золотоверхого Киевского, року от сотворения света 7180, а от Рождества Христова 1672". Из плана хотя и видно, что Ф. хотел написать полную хронику земли Русской, но за недостатком рукописей, относящихся к северной полосе России, ограничился только сказаниями о западной, и преимущественно о княжестве Галицком. Хроника доведена им до 1292 года; она послужила источником для всех последующих исторических сочинений. В некоторых списках "Хроники" присоединено к ней до 50-ти статей самого разнообразного содержания (см. у митроп. Евгения в "Словаре Историческом о бывших в России писателях духовного чина", стр. 284-290), но трудно сказать - все ли эти статьи, или только часть их принадлежит Ф. Сказанная им царю Алексею Михайловичу речь в 1654 г. напечатана у Бантыш-Каменского в "Истории Малороссии", т. II, пр. 179. Затем, сочинение Ф. - "Мучение св. великомученицы Варвары и повесть о преславных чудесах ее" - напечатано в "Труд. Киев. Дух. Акад.", декабрь 1894 г. Им же составлена и напечатана в Киеве в 1666 и 1668 гг. и в Уневском монастыре в 1674 г. книга, наполненная латинскими заблуждениями - "Выклад", или учение "О Церкви и ее тайнах". С этой книгой киевские выходцы явились в Москву и там стали распространять и защищать высказанные в ней мнения, но русские и греческие ревнители православия ополчились против таких учений (главным образом - об евхаристии), и один ученый инок, Евфимий, по поручению патриарха Иоакима написал против книги "Выклад" сочинение под названием "Остен" (рожон, бодец), - заблуждения же латинствующих были осуждены в 1690 году на Московском соборе.

Аскоченский, "Киев с его древнейшим училищем - Академией", I, 165. - Mumpon. Евгений, "Словарь Исторический", т. I. - Мухин, "Киево-Братский училищный монастырь", стр. 86- 88. - "Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь", стр. 62. - "Труды Киев. Дух. Акад.", 1894 г., декабрь. - Прот. И. Яхонтов, "Иеродиакон Дамаскин, русский полемист XVII века", СПб., 1884 г. - Филарет, "Обзор духовной литературы. Собр. мнен. и отзыв. митроп. Филарета", т. IV, 65, прим. 1.

К. Здр-в.

{Половцов}

Феодосий (серпух.)

1551 г. игумен Владычного Серпухов. мон.

{Половцов}

Феодосий (смоленск.)

1598 г. архимандрит Борисо-Глебск. смолен. мон.

{Половцов}

Феодосий Сморжевский

Феодосий Сморжевский - архимандрит севского Спасского монастыря; скончался в 1758 году. Образование Ф. получил в Киевской духовной академии и служил иеродиаконом в Киево-Софийском монастыре. В 1742 г. он был вызван в С.-Петербург для отправки в Пекинскую миссию. Ф. отказывался, ссылаясь на свою молодость и недостаточность образования, но св. Синод определил рукоположить его в иеромонаха (17 января 1743 г.) и отправить в Китай вместе с архимандритом Гервасием (Линцевским); им поручено было проверить латино-китайский лексикон и изучить китайский язык. В конце ноября 1745 г. миссионеры прибыли в Китай, и с самого прибытия начались между ними ссоры и неприятности, кончавшиеся часто бранью и даже буйством (в особенности при нетрезвом состоянии). Архимандрит присылал в Синод доношения за доношениями о неповиновении и дерзостях иеромонаха Ф., в котором "ничего благочестивого и благоговейного не осталось"; архимандрит предполагал даже, не отпал ли Ф. от веры православной? Между тем иером. Ф. все ссоры объяснял неуживчивым характером архимандрита, а в своих доношениях Синоду от 15 августа 1753 г. сообщал, что им составлено на 76-ти тетрадях "Руководство к лучшему успеху миссии", извлечения из которого и присылал под заглавиями: "Можно ли в Китае проповедовать и как" или "Какие порядки должны быть в миссии". Из его предложений Синодом были приняты следующие: 1) о найме иезуитов и китайцев для обучения миссионерских учеников; 2) о необходимости составить 3 лексикона и грамматику; 3) о том, чтобы в миссии были крещеные служители и чтобы дети их обучались у миссионеров, и 4) о перестройке старой Никольской церкви и о починке дворов. Иеромонаху Ф. приписывают также составление "Обстоятельной истории Российской Пекинской миссии и всех бывших там наших миссионеров", составленной очень критически, а потому и ненапечатанной полностью, но в извлечении - в "Сибирском Вестнике". Архимандрит Гервасий и иеромонах Ф. возвратились из Китая одновременно в конце 1756 г. Высочайшее повеление о возвращении иером. Ф. в С.-Петербург состоялось 15 января 1756 г. Ровно через год Синод сделал доклад государыне о необходимости уволить иером. Ф. в Москву для очных ставок с архимандритом Гервасием по делу о ссорах их. В ответ (16 февраля 1757 г.) последовало Высочайшее повеление о награждении иером. Ф. за понесенные им труды в Пекине. Через два дня Синод определил, а 22 февраля произвел иеромонаха Ф. в архимандриты севского Спасского монастыря. Проездом на место нового служения архим. Ф. имел свидание в Москве с архим. Гервасием, и 6 апреля 1757 г. оба архимандрита подписали акт взаимного примирения. Через год архимандрит Ф. скончался.

"Полн. собр. постан. и распор. по вед. правосл. исповед.", т. III (1741-1743 гг.), №№ 184, 205, 219 и 279. - Опис. докум. и дел Архива Св. Синода, т. ХХVІ, № 341, и т. ХХХІ, № 7; дела 1763 г., 21 декабря, и 1766 г., 15 января. - Митроп. Евгений, "Словарь Исторический". - Аскоченский, "Киев с его древнейшим училищем - Академией".

К. Здр-в.

{Половцов}

-----------------------------------

Феодосий Сморжевский

1757, † 1758 архим. Спасского мон. в Севске.

{Половцов}

Феодосий Софонович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница