Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Нусинов И.: Булгаков М. А.

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Биография
Связанные авторы:Булгаков М. А. (О ком идёт речь)

Булгаков, Михаил Афанасьевич [1891—] — беллетрист и драматург. Родился в Киеве. В 1916 окончил медицинский факультет Киевского университета. Начал писать в 1919. Печатал в провинциальной прессе статьи, фельетоны, поставил на провинциальной сцене три пьесы, никогда не опубликованные, и рукописи которых впоследствии были им уничтожены. С 1921 живет в Москве, где первое время работал репортером и фельетонистом в ряде газет, сотрудничал в берлинской сменовеховской газете "Накануне". С 1923 отдается целиком литературе. Б. стал популярен своей драмой "Дни Турбиных", комедией "Зойкина квартира" и сборником юмористических рассказов "Диаволиада". Ранее он опубликовал свой единственный роман — "Белая гвардия". Роман рисует жизнь белогвардейцев — семьи Турбиных, в Киеве за период — лето 1918 — зима 1919 (немецкая оккупация, гетманщина, петлюровская директория) до занятия Киева Красной армией в начале 1919. Опыт этого года убедил автора в том, что гибель его класса неизбежна и вполне заслуженна. Булгаков эту свою идейную установку дает в эпиграфе к роману: "и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими". Погибающие классы ненавидят свой восставший народ, трусливо прячутся за спину немецкого империалистического насильника и злорадствуют при виде жестокой расправы немецких юнкеров над украинской деревней. Героически, с великой жертвенностью борются против своих и чужеземных насильников лишь украинский крестьянин, русский рабочий — народ, который "белые" ненавидят и презирают. "Когда немцы были побеждены", — рассказывает Б., — бежавшие из Москвы в Киев помещики и фабриканты "поняли, что судьба их связана с побежденными. "Немцы побеждены", — сказали гады. "Мы побеждены", — сказали умные гады". Признание советской власти неизбежно. Б. вошел в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Б. приходит к выводу: "Все, что ни происходит, происходит всегда так, как нужно и только к лучшему". Этот фатализм — оправдание для тех, кто сменил вехи. Их отказ от прошлого не трусость и предательство. Он диктуется неумолимыми уроками истории. Примирение с революцией было предательством по отношению к прошлому гибнущего класса. Примирение с большевизмом интеллигенции, к-рая в прошлом была не только происхождением, но и идейно связана с побежденными классами, заявления этой интеллигенции не только об ее лояльности, но и об ее готовности строить вместе с большевиками — могло быть истолковано как подхалимство. Романом "Белая гвардия" Б. отверг это обвинение белоэмигрантов и заявил: смена вех не капитуляция перед физическим победителем, а признание моральной справедливости победителей. Роман "Белая гвардия" для Б. не только примирение с действительностью, но и самооправдание. Примирение вынужденное. Б. пришел к нему через жестокое поражение своего класса.

Поэтому нет радости от сознания, что гады побеждены, нет веры в творчество победившего народа. Это определило его художественное восприятие победителя. Новая действительность — "Диаволиада", как озаглавлена его книга рассказов. Советская государственная машина эпохи военного коммунизма — "Диаволиада", новый быт — "грязь и гадость такая, о которых Гоголь даже понятия не имел" ("Похождения Чичикова"), народ — "ведьмы", которые разрушают созданные буржуазией ценности ("Дом Эльпит — Раб. коммуна"), новый боец — китаец, который примечателен тем, что он научился по-русски ругаться ("Китайская история"), все творчество революции — "роковые яйца", из которых выходят огромных размеров гады, грозящие погубить всю страну. Б. принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности. Б. жаждет компенсировать свой класс за его социальное поражение моральной победой, "диаволизируя" революционную новь. Стремлением к такой моральной компенсации определяется последний период творчества Б. Сейчас не надо больше оправдываться за свое сменовеховство, за приспособление к новой жизни: это пройденный этап. Сейчас уже прошел также момент раздумья и раскаяния за грехи класса. Б., наоборот, пользуясь затруднениями революции, пытается углубить идеологическое наступление на победителя. Он еще раз переоценивает кризис и гибель своего класса и пытается его реабилитировать. Б. перерабатывает свой роман "Белая гвардия" в драму "Дни Турбиных". Две фигуры романа — полковник Малышев и врач Турбин — соединены в образе полковника Алексея Турбина. В романе полковник предает коллектив и сам спасается, а врач погибает не как герой, а как жертва. В драме — врач и полковник слиты в Алексее Турбине, гибель которого — апофеоз белого героизма. В романе крестьяне и рабочие учат немцев уважать их страну. Месть крестьян и рабочих немецким и гетманским поработителям Булгаков оценивает как справедливый приговор судьбы "гадам". В драме — народ — одна лишь дикая петлюровская банда. В романе — культура белых — ресторанная жизнь "закокаиненных проституток", море грязи, в котором тонут цветы Турбиных. В драме — красота цветов Турбиных — сущность прошлого и символ погибающей жизни.

Задача автора — моральная реабилитация прошлого в драме — подчеркивается одновременно написанной им советской комедией "Зойкина квартира". Драма — последние "Дни Турбиных", трагически погибающих под звуки "вечного Фауста". Комедия — притон, где ответственные советские люди проводят свои пьяные ночи.

"Белая гвардия" в значительной своей части беллетристическая публицистика талантливого журналиста. Собственно художественные страницы романа написаны в манере старых дворянских романов, что выдает эпигонство Б. Изображение советской действительности дано приемами юмористического рассказа, о это не скорбный юмор скорби "униженных и оскорбленных", а юмор довольно дешевого газетчика.

Последняя драма Б. "Бег", "живописующая эмиграцию, продолжает тенденции "Дней Турбиных". Весь творческий путь Б. — путь классово-враждебного советской действительности человека. Б. — типичный выразитель тенденций "внутренней эмиграции".

"Россия", 1925, кн. 4 и след.; Диаволиада, Рассказы, изд-во "Недра", М., 1925; Переверзев В., Новинки беллетристики, "Печать и революция", кн. 5, М., 1924; Лиpов М., "Печать и революция", кн. 5—6, М., 1925; Осинский Н., Лит-ые заметки, "Правда", № 170, М., 1925; Его же, Писатели современной эпохи, М., 1928.

И. Нусинов.