Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Источники и важнейшие пособия для изучения жизни и творчества Гоголя

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Овсянико-Куликовский Д. Н., год: 1907
Категория:Биография
Связанные авторы:Гоголь Н. В. (О ком идёт речь)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Источники и важнейшие пособия для изучения жизни и творчества Гоголя (старая орфография)

Проф. Д. Н. Овсянико-Куликовский.

ГОГОЛЬ.

2-ое дополненное издание.

С.-ПЕТЕРБУРГ.
Типография т-ва "Общественная Польза", В. Подъяч. No 39.
1907.

Первое издание этой книги (Москва, 1908) было лишь оттиском статей, помещенных в "Вестнике Воспитания" в 1902--1903 гг. Ныне книга выходит в исправленном и дополненном виде: кроме поправок и некоторых добавлений в тексте, она заключает в себе вновь написанные отделы - "Введение" и "Приложение"

Предлагаемый труд является опытом психологического диагноза известных сторон натуры, ума, дарования и гения Гоголя, именно тех, в которых, как я думаю, наиболее ярко и полно выразилась оригинальная, сложная и загадочная личность великого писателя.

Прилагаемый портрет выделен из снятой в Риме, в 1844 году, дагеротипной группы. Гоголь снят на этой группе вместе с русскими художниками, жившими тогда в Вечном городе.

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Источники и важнейшия пособия для изучения жизни и творчества Гоголя.

Нижеследующия указания и заметки предназначаются для лиц, впервые приступающих к систематическому изучению жизни и творчества Гоголя.

В основу такого изучения должно быть положено ознакомление с текстом его произведений в том их виде, в каком они изданы под редакцией С. Тихонравова и (по смерти последняго) В. И. Шенрока {"Сочинения H. В. Гоголя", под редакцией H. С. Тихонравова. Москва 1889--1896 г.г.}.

Это издание по справедливости признается образцовым. Никто из наших великих писателей, даже Пушкин, не издан с таким совершенством приемов. Это - в полном смысле слова издание критическое, сделанное по всем правилам научного исследования текста по рукописям и предыдущим изданиям; в нем читатель найдет варианты и черновые наброски и имеет возможность проследить историю различных произведений Гоголя; весь труд, положенный им на переработку и усовершенствование формы, находится здесь, если можно так выразиться, перед глазами читателя. В приложениях помещены примечания и даже целые исследования, освещающия процесс творчества Гоголя и некоторые стороны его личности. Автор этих примечаний и исследований, покойный профессор московского университета и академик H. С. Тихонравов принадлежал к числу наших первоклассных ученых, - и этот труд он исполнил с тем же совершенством научных приемов изучения, какими всегда отличались его замечательные работы по истории русской литературы и критическому исследованию памятников древней письменности.

В. И. Шенрока. Это - неоцененный источник и для биографии Гоголя, и для изучения его личности, как человека и как писателя.

"Историю моего знакомства с Гоголем" С. Т. Аксакова, напечатанную в полном виде впервые в 1890 году в "Русском Архиве". - С. Т. Аксаков (отец знаменитых славянофилов K. С. и И. С. Аксаковых) был большой почитатель Гоголя. Он был в числе первых, оценивших силу и значение Гоголя еще в 30-х годах. Он очень скоро угадал в великом поэте необыкновенного человека, к которому не приложима общая мерка. Гоголь был принят в семье Аксаковых, как родной, и здесь ему прощали все его странности, слабости и разные выходки, которые порою могли бы вызвать резкое осуждение.

Другим, очень важным пособием являются воспоминания П. В. Анненкова"Гоголь в Риме". Анненков близко знал Гоголя, был в переписке с ним, проживал в Риме в постоянном общении с ним и под его диктовку писал набело текст первой части "Мертвых душ" {Воспоминания Анненкова, написанные еще в 50-х гг., переизданы в собрании его статей ("Воспоминания и критические очерки") и в посмертном издании "П. В. Анненков и его друзья", С.-Петерб., 1892 г.}.

Укажем еще на известные воспоминания Арнольди ("Руск. Вестн.", 1862 г., No 1), Я. Грота, Чижова Тарасенкова "Последние дни жизни Н. В. Гоголя" ("Отеч. Зап.", 1856 г., 12; выдержки оттуда приведены в 4-м томе "Материалов" В. И. Шенрока, стр. 850 и сл.). Подробный перечень воспоминаний и статей о Гоголе читатель найдет у Шенрока ("Материалы", т. I: "Краткий обзор литературы о Гоголе"). - Сведения, сообщаемые А. О. Смирновой в её известных "Записках", требуют проверки, но изследователь не в праве их обходить.

Кулиш (еще в 50-х гг.: "Записки о жизни Гоголя") и в особенности В. И. Шенрок (в 80-х и 90-х гг.). Обширный труд последняго, озаглавленный "Материалы для биографии Гоголя" (в 4-х томах, 1892--1898), представляет собою сводку почти всех дотоле известных материалов, относящихся к жизни и литературной деятельности Гоголя, и надолго останется необходимым пособием для изучения Гоголя, настольною книгою всякого, кто так или иначе занимается этим писателем. Труда В. И. Шенрока не обойдет ни будущий биограф Гоголя, ни историк литературы, ни изследователь психологии личности и творчества Гоголя, ни, наконец, психиатр, изучающий его "болезнь". В особую заслугу В. И. Шенроку должно быть поставлено разъяснение некоторых спорных пунктов, как напр., вопроса об искренности Гоголя, как автора "Выбранных мест из переписки с друзьями". - Недостатки, в столь обширном труде неизбежные, были указаны в рецензии покойного проф. А. И. Кирпичникова.

Отдельные эпизоды из жизни и литературной деятельности Гоголя были предметом специальных изысканий ("Гоголь и Щепкин" в журн. "Артист" 1890 г., No 1; экскурсы при "Сочинениях" Гоголя), И. Кирпичникова ("Гоголь и Погодин" в "Русск. Стар." 1892 г. и др.), Лавровского "Гимназия высших наук кн. Безбородко в Нежине"), Кояловича ("Детство и юность Гоголя" в "Московск. Сборнике" 1887 г.), г-жи Некрасовой ("Гоголь и Иванов", "Вест. Евр.", 1883 г., дек. и др.), В. Ш ("Спорные вопросы в биографии Гоголя", "Вестн. Евр." 1904 г., сент.-окт.), проф. А. А. Кочубинского ("Будущим биографам Гоголя", "Вестн. Евр.", 1902 г.), проф. А. И. Маркевича "Гоголь в Одессе") и др.

Особое место в литературе о Гоголе занимают работы психиатров, - проф. Чижа ("Болезнь H. В. Гоголя" в "Вопрос. Философии и Психологии" 1903 г.), д-ра Баженова (в "Русск. Мысли" 1902 г.) и др. - Эти исследования имеют свое значение, подымая всегда важный вопрос о невропатической или психопатической организации писателя, который, очевидно, не был натурою душевно-уравновешенною. Невропатологи и психиатры в этом случае могут дать нам немало ценных указаний и пролить свет на некоторые темные пункты в жизни, в деятельности и в настроениях великого поэта, а также содействовать более рациональной постановке вопроса о психопатологической стороне гениальности в тех случаях, когда такая сторона действительно существует, как это, несомненно, было у Гоголя. - Но, как мне кажется, вопрос о душевной болезни Гоголя, все еще остается открытым, - и, впредь до его окончательного решения специалистами, мы имеем право изучать Гоголя, не подымая этого вопроса и только считаясь с несомненным фактом его невропатической организации, как с фоном, на котором возникали его душевные страдания, его странности и причуды.

* * *

Н. Г. Чернышевским в его знаменитых "Очерках гоголевского периода русской литературы" (помещенных в "Современнике в 1855--1856 гг. и потом переизданных отдельной книгой в 1892 г.). - Эта книга, имеющая большое историческое значение, до сих пор сохраняет свою ценность, как труда, освещающого целую литературную эпоху, в центре которой стоял Гоголь. Мысли и мнения Чернышевского в существенном выдержали искус дальнейших изысканий и вошли в состав современных нам суждений и выводов. Особенный интерес представляет высокая оценка гения, значения и самой личности Гоголя, сделанная Чернышевским и представляющая собою как бы наследие того "культа Гоголя", которому отдавали дань лучшие люди 40-х годов, и вместе с тем - завещание, оставленное Чернышевским его преемникам.

А. Н. Пыпина - в "Характеристиках литературных мнений" и в главе о Гоголе в IV томе "Истории русской литературы". - Ему же принадлежит и превосходная статья о Гоголе в энциклопедическом словар Брокгауза и Ефрона. Всякий, изучающий Гоголя, не может обойти работ такого первостепенного ученого, каким был покойный Пыпин. Его книги и статьи, относящияся к новой русской литературе (вышеупомянутые "Характеристики", IV том."Истории русск. литер.", биография Белинского и др.) раскрывают на анализе литературных идей и направлений картину роста общественного самосознания в России.Нельзя изучать крупного писателя, не ознакомившись предварительно с этой картиной, как она начертана Пыпиным.

Из отдельных произведений Гоголя всего более привлекало к себе внимание изследователей его главное творение - "Мертвые души". Об этой великой "поэме", кроме многочисленных критических статей 40-х годов и последующого времени, мы имеем этюды проф. (ныне почетного академика) Алексея Ник. Веселовского {"Вестн. Евр." 1891 г., No 3.}, который поставил себе задачею - раскрыть весь план этого произведения, на половину сожженного, и г. ("История возникновения и создания "Мертв. душ". Киев 1902 г.).

"Мертвым душам" уделено много места и в книге Н. А. Котляревского ("Н. В. Гоголь"), первоначально помещенной в журж. "Мир Божий" и вышедшей отдельным изданием в 1903 г. - Эта книга, обнимающая не всю деятельность Гоголя, а только до 1842 г., является безспорно одним из украшений нашей ученой литературы о Гоголе и его времени. Написанная с обычным для автора изяществом изложения, книга проф. Котляревского дает ряд ценных изысканий о предшественниках Гоголя (гл. V-я: "Наша комедия до Гоголя"), о современных ему беллетристах (гл. XVII), о состоянии и направлениях литературной критики 20-х, 30-х и 40-х годов.-Это почти полная история русской литературы (беллетристики и критики) от 20-х гг. до начала 40-х, но написанная так, что в центре поставлен Гоголь, гений которого ярко выступает, на общем фоне картины.

С. А. Венгерова "Писатель-гражданин", помещенная в "Русск. Бог." 1902 г. Здесь мы прежде всего находим весьма удачную попытку устранить ходячие, закрепленные традицией взгляды, на профессорство Гоголя, на его критические опыты, на характер его творчества и на самую натуру поэта, в котором автор видит "писателя-гражданина" по преимуществу. С. А. Венгеров реабилитирует Гоголя-профессора, весьма убедительно показывая, что он по своим познаниям был не ниже многих, попадавших тогда на университетския кафедры, и что неудача его профессуры объясняется не его "неспособностью" и "невежеством", а тем, что он ставил себе слишком трудную, даже неисполнимую задачу и к тому же был отвлечен в то время от научных занятий интенсивною художественною работою. - Очень любопытны и убедительны соображения С. А. Венгерова, которыми он устанавливает сознательное отношение Гоголя к ("Владимир 3-й степени", "Ревизор", "Мертвые души") и к самому их исполнению, опровергая старое мнение, идущее еще от Белипского, будто Гоголь творил безсознательно, не отдавая себе отчета в общественном значении своей сатиры. - Гоголь, как сатирик, хорошо знавший, что именно и почему он осмеивает, выступает ярко в статье С. А. Венгерова, где вместе с тем выясняется и подлинный характер общественного и политического "консерватизма" Гоголя.

Общия, более или менее сжатые характеристики гения и творчества Гоголя читатель найдет во многих книгах по новой русской литературе (напр.. в "Истории новейшей русск. литературы" Скабичевского и др.) и в отдельных, монографических работах (напр. "Очерк развития творчества Гоголя" проф. П. В. Владимирова. Киев, 1891 г.), а также - в статьях, появившихся в журналах в годовщину 50-летия смерти Гоголя (т. е. в 1902 г. {Обозрение юбилейной литературы о Гоголе сделано было Н. И. Коробкой в "Журн. Мин. Народ. Просв.".}). Из числа этих последних отметим мастерскую характеристику Гоголя, сделанную (перепечатана в его книге "Силуэты" 1906 г., стр. 50--71), в которой, однако, найдется кое-что спорное, и из которой мы, между прочим, убеждаемся, что, в противуположность другим нашим поэтам, великим и невеликим, Гоголь все еще не поддается сжатой характеристике: так много в нем странного, загадочного, противоречивого, - и всякая попытка подвести эту натуру и этот гений под исчерпывающую психологическую формулу по необходимости окажется односторонней.

Начало чисто-филологическому изучению Гоголя, т. е. исследованию его языка и стиля, положено книгою проф. I. Мандельштама "О характере Гоголевского стиля" (1902 г.). - Обстоятельная рецензия на эту книгу написана ("Книга о языке Гоголя" в "Русск. Бог.", 1902 г., I.).

* * *

Ценным пособием для всякого, занимающагося Гоголем, может служить составленный покойным профессором А. И. Кирпичниковым "Опыт хронологической канвы к биографии H. В. Гоголя", помещенный при "Полном собрании сочинений" Гоголя в издании товарищества И. Д. Сытина, под редакцией проф. А. И. Кирпичникова.

* * *

С., Венгеров в книге "Источники словаря русских писателей", т. I (С.-Петерб. 1900 г.)