Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Галяс Александр: И всё таки у Высоцкого есть "одесские корни"

Заявление о нарушении
авторских прав
Категории:Семья, Биография
Связанные авторы:Высоцкий В. С. (О ком идёт речь)

И всё таки у Высоцкого есть "одесские корни"

В. Высоцкого многие считали (и продолжают считать) одесситом, хотя хорошо известно, что родился и вырос он в Москве. Но одесские корни у него имеются, что "раскопал" исследователь Евгений Митницкий. Вот фрагмент этого исследования:

"Отец будущего поэта, певца, актера родился в 1915 году в Киеве на Бульварно-Кудрявской улице, 42... Теперь о дедушке Владимира Семёновича. Книг и статей о нем нет, но тут на помощь биографу приходят архивы. Из них можно, в частности, выяснить, что он был киевским юристом. В сохранившемся списке нанимателей квартир по упомянутой Бульварно-Кудрявской, 42 за 1918 год... указано имя жильца квартиры № 9 на втором этаже: "Высоцкий Вольф Шлёмович, контору имеет". Это и есть Владимир Семёнович Высоцкий-старший, владелец адвокатской конторы... В квартире № 10 жил Высоцкий Лев Шлёмович (старший брат дедушки поэта!) - начальник киевского отделения Одесского коммерческого училища.

Владимирский в этом разговоре сказал мне, что представительства училища по городам Украины возглавляли только его выпускники.

Должен признаться, что документов, подтверждающих учёбу Вольфа и Льва Высоцких, я не видел, т. к. эти архивы в годы моего проживания в Одессе были мне и многим другим совершенно недоступны... Один "козырный туз" в моих розысках именно одесских корней его у меня все же есть - первая жена Вольфа Шлёмовича Высоцкого похоронена в Одессе на старом Слободском кладбище..."

"главная" песня В. Высоцкого об Одессе впервые прозвучала в фильме "Опасные гастроли", который на Одесской киностудии снял Г. Юнгвальд-Хилькевич. Впоследствии эта картина подверглась основательной критике, что дает право ее постановщику выдавать себя чуть ли не за "диссидента". Однако на самом деле все обстояло несколько иначе.

Картина снималась в преддверии 100-летия В. Ленина, входила в "тематический план мероприятий", посвященных данному событию, и, по крайней мере, в Одессе ее выход анонсировался весьма широко. Автор этих строк хорошо помнит, как несколько раз по Одесскому областному радио ("радиоточке") звучала передача о новом фильме, главный интерес которой состоял именно в песнях. А поскольку радио в ту пору было самым массовым из СМИ, а другой радиокомпании, кроме государственной, в регионе и быть не могло, то передачу эту слышали - без преувеличения - пару миллионов горожан и жителей области.

"Опасные гастроли" по сей день остаются самым "кассовым фильмам" в истории Одесской киностудии; только за первый год проката его посмотрели около 37 млн зрителей (пятое место среди советских фильмов 1970 г.).   Нет сомнения, что именно песни В. Высоцкого в первую очередь способствовали успеху этой ленты.  

"виновником" этой популярности?

Такая постановка вопроса, на первый взгляд, может показаться странной, если не обращать внимания на одно обстоятельство: в титрах фильма указано: "Композитор - Александр Билаш". А. Билаш по праву считается классиком украинской советской песни, и соединение его имени с именем В. Высоцкого выглядит недоразумением. Но они встретились на "Опасных гастролях", и, насколько известно, никаких конфликтов не возникало. Владимир Новиков в биографии В. Высоцкого пишет об этой работе: "Будут и еще песни, причем музыку опереточного типа сочиняет композитор Билаш. Как эксперимент это интересно". "Эксперимент" получился удачным. Куплеты о "Розе-гимназистке", цыганская песня, наконец, душещипательный романс "Было так - я любил и страдал..." - все эти произведения, сочиненные А. Билашем на слова В. Высоцкого, вполне органично вписались в картину, да так, что абсолютное большинство зрителей и по сей день убеждены: все песни в фильме написаны самим В. Высоцким. Хотя даже в знаменитых куплетах об Одессе ("Дамы, господа...") есть "след" композитора: именно он сделал аранжировку и сам дирижировал Государственным симфоническим оркестром Комитета по кинематографии, который сопровождает исполнение этой песни ее автором. 

"Опасными гастролями" связана забавная история, которую автору этих строк рассказал кто-то из членов съемочной группы (кто именно - за давностью лет не упомню). В тот раз В. Высоцкий приехал в Одессу вместе с Мариной Влади. И вот однажды в перерыве между съемками В. Высоцкий с Мариной зашли в буфет киностудии перекусить. В. Высоцкий заказал себе котлеты с гречневой кашей, а М. Влади, соблюдая фигуру, решила есть одну гречку. Стоит отметить, что одесский буфет считался в киномире одним из худших среди студийных "забегаловок" Союза. Понятно, что тягаться со столовыми "Мосфильма" или прибалтийских студий было сложновато, но знатоки утверждали, что в Минске и даже в Свердловске еду готовили лучше. (Так оно или не так - кто сейчас проверит, но я "за что купил, за то и продаю").

"за обе щеки". А вот его спутница, по всей видимости, только постигавшая прелести советского общепита, брезгливо тыкала вилкой в тарелку, никак не решаясь начать вкушать малоаппетитное на вид варево, долженствующее обозначать гречневую кашу. В. Высоцкий, изредка отрываясь от еды, удивленно говорил подруге: "Ты почему не ешь? Это же так вкусно!", но даже аргументы любимого мужчины не возымели на французскую красавицу ни малейшего влияния, и она так и оставила практически полную тарелку. 

Так получилось, что мои родственники жили в Москве в знаменитом кооперативном доме, расположенном на углу Каретного ряда и Садового кольца. Причем им досталась квартира на одной лестничной клетке с Леонидом Осиповичем Утесовым. Еще одной соседкой была некогда известная певица Капитолина ("Капа") Лазаренко, которая, впрочем, часто сдавала свою жилплощадь внаем. И вот однажды тетя в письме сообщила нам, что квартиру "Капы" арендовали В. Высоцкий и Марина Влади. Узнав об этом, я немедленно попросил тетю, чтобы она постаралась взять у своих новых соседей "что-нибудь автографическое". На что тетя ответила, что выполнить мою просьбу трудно, поскольку В. Высоцкий с Мариной возвращаются домой поздно ночью, "когда порядочные люди уже спят", а днем она сама видела их всего пару раз. Прошло совсем немного времени, и тетя огорчила меня тем, что автографа В. Высоцкого мне уже не видать, поскольку чересчур шумные постояльцы мешали спать обитателям дома, и кооператив поставил им ультиматум: либо они прекратят ночные "гулянки", либо пусть убираются восвояси. Говорят, что обиженная непониманием француженка, уезжая из этого дома, произнесла по адресу его обитателей несколько очень и очень русских фраз. А у меня, увы, больше ни разу в жизни не было возможности заполучить автограф В. Высоцкого.

Александр ГАЛЯС