Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Карасёва Ирина Анатольевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Воспоминания/мемуары
Связанные авторы:Высоцкий В. С. (О ком идёт речь)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 10.01.2012 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Karaseva/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Ирина Анатольевна КАРАСЁВА

Карасёва Ирина Анатольевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Вы работали вместе с Анатолием Васильевичем Эфросом над всеми радиоспектаклями, в которых участвовал Владимир Высоцкий. Расскажите об этом, пожалуйста.

И. К. – О работе я могу рассказать, а о Высоцком – нет. Что я могу сказать о Высоцком, кроме того, что и Анатолий Васильевич, и Владимир Семёнович работали блистательно?

Вы мои слова примите правильно. В то время, когда все были друзьями Высоцкого, встречались, ели, пили, здоровались, прощались – у нас ничего этого не было. Вот начиналась работа – и она заканчивалась. Всё. Мы говорили друг другу "здрасьте" и "до свидания". И на этом всё кончалось. Поэтому лично о Высоцком мне рассказать нечего.

М. Ц. – Но в работе Вы же с ним сталкивались...

И. К. – До Высоцкого я никогда не могла дозвониться. Я натыкалась либо на каких-то друзей, либо, если позволительно будет сказать, – на собутыльников. Если я звонила в театр за кулисы, то это было ещё хуже. Поэтому я ему посылала телеграммы, как об этом писал Анатолий Васильевич в своей книге.

Это же радио... Мы заказывали студию, заказывали звукорежиссёров, звукооператоров. И мы стояли с Анатолием Васильевичем и ждали, – но не были уверены в том, что он появится.

М. Ц. – И партнёры ждали?

И. К. – Высоцкий никогда не был на записи с партнёрами.*1 – и в этом случае уже Анатолий Васильевич был Высоцким, читал его текст.

М. Ц. – Какие-то случаи, связанные с работой, Вам запомнились?

И. К. – Было у нас две неприятности. Одна неприятность была связана с "Незнакомкой". Там Высоцкий играет Поэта. Он записал свои реплики. Мы уже распрощались, – и вдруг Анатолий Васильевич говорит: "А стихи?" Стихи Высоцкий не записал.

Я бросилась бежать и поймала его уже у выхода где-то. – "Владимир Семёнович, надо прочитать стихи". На что он мне ответил: "Я ничьи стихи, кроме своих собственных, не читаю и читать не буду". Спасибо ему большое за такое решение, потому что эти стихи совершенно потрясающе читает там сам Анатолий Васильевич – "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" и "По городу бегал чёрный человек".

Собственно, и в сценарии так было, и по логике действия стихи Блока должен был читать Высоцкий, игравший Поэта. Тогда бы весь финал иначе прозвучал. Финальная фраза – "Но он уже всё забыл" – звучала бы иначе. А так – и что же он забыл?

– А вторая неприятность?

И. К. – Вторая была связана с "Маленькими трагедиями". Записали "Каменного гостя". Все актёры записались и Дон Гуан – Анатолий Васильевич. Потом пришёл Высоцкий. Эфрос читал за всех, а Дон Гуан – Высоцкий. Потом Анатолий Васильевич говорит: "Дайте, я послушаю". Послушал и говорит: "Нет, Ира, не делайте ничего, мне не нравится". И добавил: "Это всё можно выбросить".

Ну, я, наверное, мусорщица – я это не выбросила. Вскоре после этого не стало Высоцкого, и я спросила Анатолия Васильевича: "Может быть, мне это всё-таки сделать?" И он сказал: "Сделайте". И я сделала. Причём это было очень сложно, потому что при читке Анатолий Васильевич на Высоцкого "наезжал", и мне букв не хватало. Пришлось у Высоцкого из других слов брать эти буквы. Короче, всё вышло. Но в результате всё чтение Анатолия Васильевича оказалось на полу, – я выбросила...

Работа была сделана, но лежала неоплаченной, потому что у нас платили только после того, как передача шла в эфир. Когда спектакль прошёл, я в бухгалтерии говорю: "А с Дон Гуаном-то как быть?" В общем, договорились, что деньги получит отец Высоцкого.

Приехали мы с мужем в санаторий, где отдыхал его отец и его жена. Сидят они на пляже и говорят только о Марине, Марине, Мариночке. Я нашла какую-то очень удобную минуту, подошла к нему и сказала, что он может получить такую-то сумму денег. И тогда на весь пляж раздалось: "Да это ж разве деньги?!"

"Каменный гость" остался моей болью, чудовищной болью. Я не сохранила плёнку. А то был бы у нас "Каменный гость" в исполнении Анатолия Васильевича, если бы мне хватило мозгов. Вот это моя боль и моя вина. Столько лет прошло – я этого себе простить не могу.

2.01.2012 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2012)

КАРАСЁВА, Ирина Анатольевна. Сотрудник Центрального радио. Родилась в 1952 году. В качестве ассистента режиссёра принимала участие в создании многих радиоспектаклей – "Мартин Иден" Дж. Лондона, "Незнакомка" А. Блока, "Каменный гость" А. Пушкина (постановки А. Эфроса), "Бесплодные усилия любви" В. Шекспира (режиссёр М. Попова), "Приют утопленников" Ж. Сименона (режиссёр Л. Бабкина) и многих других. Долгие годы была ответственной выпускающей на канале "Культура". Живёт и работает в Москве.