Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Ливанов Василий Борисович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Воспоминания/мемуары
Связанные авторы:Высоцкий В. С. (О ком идёт речь)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 23.06.2006 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Livanov/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Василий Борисович ЛИВАНОВ

Ливанов Василий Борисович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Есть информация, что режиссёр Мотыль предлагал Высоцкому роль в фильме "Звезда пленительного счастья", в котором Вы играли Николая Первого, но потом это предложение отозвал.

В. Л. – Я об этом понятия не имею! Никогда не слышал.

М. Ц. – А то, что Высоцкий мог сыграть Д’Артаньяна в фильме Юнгвальд-Хилькевича, правда?

В. Л. – Тоже понятия об этом не имею. Творческий план у нас был с ним такой – написать сценарий по мотивам повести Скотта Фицджеральда "Великий Гетсби". Хотели всё это перенести в Россию, во времена НЭПа. Сценарий мы хотели написать втроём, и втроём же хотели там сыграть – Володя, Олег Даль и я. Володя должен был играть главную роль. Была такая задумка, но она не осуществилась в связи с кончиной Володи.

М. Ц. – Вы много лет были знакомы с Высоцким?

В. Л. – Достаточно долго. Сказать, что мы были близкие друзья, нельзя, но мы были в замечательных дружеских отношениях. Когда мы перезванивались, то было впечатление, что мы вчера виделись. Было у нас взаимное доверие, очень такие хорошие мужские отношения.

Нас ещё связывал общий друг, Кирилл Ласкари. Киру я сто лет знаю! Сначала я с Володей познакомился сам, без Киры, а потом оказалось, что Кира – друг Володи, и нас это ещё как-то сблизило.

В Ленинграде, где живёт Кира, мы, правда, совпали всего два раза. Один раз, когда мы с Олегом Стриженовым там снимались, Володя пригласил нас на свой концерт. Мы долго искали зал этого института, опаздывали... Наконец, нашли этот зал, и когда мы вошли в эту аудиторию – помню, она была сделана амфитеатром, лекционная такая аудитория, – то Володя нас увидел и сказал: "Вот пришли мои любимые люди. Теперь я могу начинать концерт". То есть, он не начинал концерт, ждал нас. Высоцкий выступал один, и это был очень большой концерт, он пел часа два с лишним. И его всё время просили петь ещё и ещё.

А второй раз был такой. Я тогда в Театре имени Ленсовета ставил спектакль "Бременские музыканты" и собирался в Москву. Уезжал я из дома Фрейндлих*1 и Владимирова,*2 я у них вечером был в гостях. Над спектаклем мы работали вместе с Кирой Ласкари. Он знал, где я нахожусь, позвонил, и они заехали туда с Володей, потому что Володя собирался в Москву тем же поездом.

Мы с ним поехали на вокзал, быстро обменяли наши места и оказались в одном купе. Потом пошли курить в тамбур, и Володя очень горячо рассказывал мне, что он задумал написать книжку для детей. Он советовался со мной, потому что я уже имел опыт работы в детской литературе.

Мы много курили, Володя говорил очень эмоционально, я так же эмоционально отвечал, а потом мы увидели, что в тамбур высунулась растрёпанная блондиночка-проводница. Володя говорит: "Тебе чего надо?" А она: "Я в жизни двух таких голосов не слышала!"

М. Ц. – А я читал ещё об одной Вашей встрече с Высоцким в Ленинграде. Вы в ресторане отмечали Ваш День рождения.

В. Л. – А кто об этом писал?

М. Ц. – Игорь Петрухин, артист цирка. Он рассказывал, что Вы читали стихи, а сидевшим за соседним столом кавказцам это не понравилось. И Высоцкий только поднялся с места, как они тут же ретировались. Было такое?

– Нет, не было. Хотя, если Петрухин писал... Ну, я не поручусь, может, у меня это просто из памяти выпало, но я такого эпизода просто не помню. С Петрухиным мы были хорошо знакомы, в Москве ходили вместе в секцию культуризма, которую организовал Юрий Власов.*3 И в Питере встречались, потому что он работал там в цирке, а Ласкари был главным балетмейстером цирка. Но я такого момента совершенно не помню. Может, Петрухин что-то путает... Если б я там был, я бы запомнил.

М. Ц. – Вы рассказали о том, как были на ленинградском концерте Высоцкого. А в Москве на его выступлениях Вы бывали?

В. Л. – Нет, в Москве не бывал. Я дома у него бывал, он нам пел. В узком кругу, как говорится. Помню, там я услышал "Охоту на волков". Это было просто замечательно!

М. Ц. – Вы знаете, что Высоцкий успел увидеть первые серии "Приключений Шерлока Холмса"?

В. Л. – Я знаю, да. Он мне говорил. Они с Олегом восхищались этой моей работой, считали её гениальной.

М. Ц. – А как Вы познакомились с Высоцким, помните?

В. Л. – Первый раз я его увидел, когда он, в общем-то, никому не был известен, он только начинал петь свои первые песни – "Когда с тобой мы встретились, черёмуха цвела". Вот такого плана блатные песни тогда у него были, в театральных кругах они понемногу становились известными.

И была тогда лекция об НЛО, проходила она в ЦДЛ. Выступал, если не ошибаюсь, Зайцев, учёный из Белоруссии. И ещё кто-то выступал... Такая группа учёных, энтузиастов, которые всерьёз занялись этой проблемой.

У входа стояла огромная толпа народу – тогда тема эта была внове, – и группа молодых людей пробивалась к входу. И мне показали: "Вон – Высоцкий!".

Я увидел молодого человека и меня поразил его невероятный такой румянец – от виска до подбородка. Потом мы встретились уже через несколько лет, и больше я такого румянца у него не замечал. А тогда первое впечатление – румяный молодой человек.

Потом мы встретились, он уже был актёром Театра на Таганке. У нас с ним было много общих друзей. И некая общность происхождения. Володя – с Большого Каретного, а я – "центровой", с Тверской. Я немного постарше его. Так сказать, "московская шпана постарше", поэтому он смотрел на меня с пиететом, но ведь формировались мы на улицах одного района Москвы.

Общаться с ним было очень интересно. Володя был очень талантливым человеком, интересной личностью. Он был совершенно ни на кого не похож.

М. Ц. – Какое качество, по Вашему мнению, делало его столь уникальной личностью?

В. Л. – Он себя не щадил. К себе он относился абсолютно беспощадно во всех смыслах. Беспощадно тратил себя. Это касается не только творчества, но и просто его жизни. Меру своих сил он превышал постоянно. Вот это качество его отличало.

... Зная его жизнь, неожиданности в его уходе не было. Всё шло к тому. Но, тем не менее, это был удар для всех, кто его любил. А тяжелее всех, наверное, переживал Олег Даль.

Очень было страшно, когда мы сидели в квартире Володи в большой комнате, а он лежал в маленькой... И Даль сказал: "Я – следующий. Я знаю, я чувствую. Я – следующий..."

19.06.2006 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2006)

Примечания

1. Фрейндлих, Алиса Бруновна, нар. арт. СССР (1934 г. р.). Актриса ленинградского Театра им. Ленсовета.

– главный режиссёр ленинградского Театра им. Ленсовета.

ЛИВАНОВ, Василий Борисович. Актёр, режиссёр, сценарист. Родился 19 июля 1935 г. в Москве. Окончил Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств (1954), Театральное училище имени Б. В. Щукина (1958), Высшие режиссёрские курсы (ВРК) при Госкино СССР (1966, мастерская М. Ромма). В 1958-1959 гг. – актёр Театра имени Евг. Вахтангова, в 1960-1964 гг. – Театра-студии киноактёра в Москве, в 1988-1992 гг. – руководитель московского экспериментального театра "Детектив".

В кино как актёр дебютировал в 1959 г. ("Неотправленное письмо"), снялся более чем в 30-ти фильмах. Наибольшую популярность актёру принесла роль Шерлока Холмса (телецикл Игоря Масленникова 1979-1986 гг.). Автор нескольких пьес и киносценариев. Озвучил ряд ролей в анимационном кино (Крокодил Гена, Карлсон, Удав и др.), автор документального фильма об отце "Борис Ливанов", книг "Невыдуманный Борис Пастернак" (М., "Дрофа", 2002), "Дед Мороз и лето. Сказки" (М., "Дрофа", 2001) и др.