Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Герцен А. И. (Философский словарь, под ред. И. Т. Фролова)

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Биография
Связанные авторы:Герцен А. И. (О ком идёт речь)

Герцен А. И. (Философский словарь, под ред. И. Т. Фролова)

Огарев и Герцен в 1860 году.

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812—1870) — русский писатель, революционер-демократ, мыслитель-материалист«Полярную звезду» (1855—1862), «Колокол» (1857—1867) и др. Идейный путь Г. сложен; однако через все его полные противоречий теоретические искания пробивается одно гл. стремление: исходя из высших достижений общественно-философской мысли, создать новую, «реалистическую» теорию, которая явилась бы идейным обоснованием грядущего социального переворота. Идеи французского утопического социализма, романтической историографии эпохи Реставрации и нем. классической философии 19 века были критически переработаны Г. к середине 40-х гг. в оригинальное материалистическое мировоззрение, важной стороной которого явилась попытка материалистически истолковать диалектику Гегеля. Позднее он назвал ее «алгеброй революции». Г. «вплотную подошел к диалектическому материализму» (Ленин). Основная тема философских исканий Г.— доказательство единства бытия и мышления, практики и теории, общества и личности, жизни и идеала. Г. стремился найти и сформулировать метод познания, адекватный действительности и являющийся единством опыта и умозрения, «эмпирии» и «спекуляции». В области философии истории Г. уделял большое внимание проблеме общественного закона, который представляется ему в конечном счете сочетанием стихийного хода истории (бессознательной жизни народов) и сознательной деятельности индивидов (развития науки). Осмысляя проблемы нравственности, Г. видел предназначение человека в том, чтобы «страдать и наслаждаться страданиями и наслаждениями современности, работать столько же для рода, сколько для себя». В области социально-политической лозунг единства теории и практики ведет Г. к борьбе за революционное просвещение народных масс. Эта многосложная, но внутренне связанная проблематика по-разному выступает на различных этапах идейного развития Г. Значительные коррективы в его взгляды внесла революция 1848—1849, поражение к-рой явилось основой духовной драмы Г. Не видя в западноевропейской действительности совпадения хода истории и развития человеческой мысли, выдвинувшей и разрабатывавшей социалистический идеал, Г. впадает в пессимистическое и скептическое настроение относительно возможных перспектив социального переворота на Западе. Попыткой преодоления этого пессимизма была герценовская теория «русского», крестьянского социализма: в сельской общине Г. усмотрел реальный зародыш социалистического будущего. Дальнейший ход русской истории мыслиля Г. как освобождение крестьян от всех феодально-самодержавных пут и соединение патриархально-коллективистского быта крестьянства с социалистической теорией. В этой связи Г. требовал радикального решения крестьянского вопроса в России, размышлял о возможности миновать капиталистическую фазу развития. Однако события 60-х гг. все больше убеждали Г., что и Россия заражается «буржуазной оспой». Действительное преодоление духовной драмы Г. намечается лишь в конце его жизни, когда, разрывая с анархистом Бакуниным, он начинает усматривать гарантию осуществления социализма во вновь поднимавшемся в Зап. Европе рабочем движении, руководимом I Интернационалом. Тогда же Г. приходит к наиболее глубокому пониманию общественной закономерности: пытается понять историю как «свободное и необходимое дело» человека, развивает идеи единства исторических обстоятельств и человеческой воли. Основные философские сочинения: «Дилетантизм в науке» (1842—1843), «Письма об изучении природы» (1845—1846), «» (1847—1850), «Роберт Оуэн» (1860, вошло как глава в «Былое и думы»), «Письма к противнику» (1864), «К старому товарищу» (1869).