Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Сервантес

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Хавкина Л. Б., год: 1900
Категория:Биография
Связанные авторы:Сервантес М. С. (О ком идёт речь)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Сервантес (старая орфография)


0x01 graphic

Сервантес.

Биографический очерк.

Не много найдется книг, которые пользовались бы такою известностью, такою славою, как "Дон-Кихот Ламанчский". Прошло (почти триста лет с тех пор, как она написана, а до сих пор ею не перестают зачитываться. Фигуры рыцаря Дон-Кихота и его оруженосца Санчо Пансо знакомы вбему образованному миру. Имя автора этой, книги - испанского писателя Сервантеса - сделалось безсмертным. Судьба как-будто постаралась, хотя и поздно, загладить те невзгоды, которые ему пришлось переносить при жизни.

в семье: кроме него были еще две дочери и сын Родриго. Хотя они жили в большой бедности, но, как все испанские дворяне того времени, скорее готовы были переносить нужду и лишения, чем унизиться до непривычного труда. Труд, по их мнению, позорил память великих предков, подвигами которых они так гордились. Сам Сервантес следующим образом описывает быт одного из таких знатных бедняков: "Кусок отварной баранины, изредка говядина к обеду, винегрет вечером, кушанье скорби и сокрушения {Похлебка, приготовляемая из потрохов и конечностей животных, околевших в течение недели.} по субботам, чечевица по пятницам и пара голубей, приготовлявшихся сверх обыкновенного в воскресенье, поглощали три четверти его годового дохода. Остальная четверть расходовалась на платье его, состоявшее из тонкого суконного полукафтанья с плисовыми панталонами и такими же туфлями, надеваемыми в праздник, и камзола из лучшей туземной саржи, носимого в будни".

Первое воспитание Сервантес получил в родном городе Алькале. Он отличался большой, любознательностью; скудные познания, которые он вынес из начального училища, не удовлетворяли его, и он старался сам, как мог, пополнить свое образование. Он жадно прочитывал все, что ему попадалось под-руку, и подбирал даже клочки исписанной бумаги, валявшиеся где-нибудь на улице. Позднее Сервантес поступил в Саламанский университет, где пробыл два года, изучая юридическия науки.

Большое влияние на Сервантеса в юности оказал кочующий актер Лоне-де-Руэда, необыкновенно-способный и талантливый человек. Сначала он был позолотчиком, а потом бросил свое ремесло и собрал небольшую труппу, с которою странствовал из города в город, из деревни в деревню. Сам он участвовал в ней и как актер, и как драматический писатель. До Лопе-де-Руэда испанский народ не знал никаких представлений, кроме мистерий (так назывались изображения событий из священной истории). Мистерии исполнялись в церквах под наблюдением духовенства. При дворе и в домах у знатных вельмож бывали и частные спектакли, но они были доступны лишь для немногих избранных лиц. Лопеде-Руэда задумал создать театр для народа и приспособить представления к пониманию и вкусам толпы. Он стремился, главным образом, позабавить публику низшого класса, отвлечь ее от забот и печалей, связанных с трудовою жизнью. Так как готовых подходящих пьес не было, то ему приходилось самому их сочинять. В его труппе актеры исполняли, мужския и женския роли·, потому что в то время женщины не допускались на подмостки. Приспособления у них были самые первобытные. По словам Сервантеса, при Лопе-де-Руэда "все принадлежности сцены умещались в одном мешке и состояли из четырех белых пастушеских курток с кожаными отворотами и с позолотою, четырех бород, коллекции париков и четырех или более посохов. Большинство ролей исполнял сам Лопе-де-Руэда с неподражаемым искусством". Представления давались на базарной площади по воскресеньям и праздникам. Они начинались, когда собиралось достаточно публики, и продолжались целый день, с перерывом для обеда. Юноша Сервантес неизменно бывал в числе зрителей этого уличного театра и приходил в восторг от игры Лопе-де-Руэда.

издать сборник по случаю смерти королевы испанской, и он предложил своим ученикам написать на конкурс хвалебное стихотворение в её честь. В книге Гойоса помещены были шесть стихотворений Сервантеса, которого он в предисловии назвал своим "дорогим и возлюбленным учеником". Это были первые печатные произведения Сервантеса.

Сервантес вступил уже в такой возраст, когда следовало подумать о будущности. По понятиям того времени, дворянину приличествовало быть только военным или духовным. Брат Сервантеса, Родриго, служил в армии, и родители непременно хотели оставить младшого сына при себе. Но Мигуэль не соглашался и мечтал только о том, чтобы тоже вступить в ряды войск.

Между тем, по случаю смерти королевы, в Испанию прислан был кардинал Аквавива, который должен был выразить королю соболезнование от имени римского папы. Аквавива, как любитель литературы, не замедлил познакомиться с стихотворениями, изданными в память покойной королевы. Его очень заинтересовал Мигуэль Сервантес, и он, возвращаясь в Италию, увез его с собою в качестве камердинера. Такая должность очень тяготила гордого испанца, и он решил при первом случае отделаться от нея. Обстоятельства помогли ему. Вся южная Европа возставала в то время на защиту христианства от неверных. Турки, водворившиеся в Греции, грабили население прибрежных стран и уводили людей в плен. Папа Пий V, испанский король Филипп II и Венеция заключили так называемую Священную Лигу для борьбы с мусульманами. Командование союзным флотом было поручено юному брату Филиппа II, Дон-Жуану Австрийскому, который пользовался большою любовью. Со всех сторон стали стекаться добровольцы, стремившиеся постоять за христиан. Многие студенты бросали науку и шли в солдаты. В числе других был и Сервантес, который вступил в армию простым рядовым. Флот Священной Лиги двинулся к берегам Греции, и при Лепанто произошло большое сражение. Сервантес выказал большую храбрость и ни на минуту не покидал отведенного ему опасного поста - в шлюпке, привязанной у корабля. Он получил несколько ран, и левая рука его была так повреждена, что он на вето жизнь перестал ею владеть. Сражение окончилось победою над турками: около 15,000 пленных христиан, служивших гребцами на турецких галерах, были освобождены из плена. Сервантес всю зиму пролежал в госпитале, а весною, оправившись, опять присоединился к армии. Последовавшие затем неудачные походы Дон-Жуана Австрийского глубоко поразили Сервантеса. Он решил вернуться на родину.и подал в отставку. Перед отъездомъпн попросил у своих начальников рекомендации.Дон-Жуан дал ему несколько писем, в которых отзывался о нем наилучшим образом.

Судьба не благоприятствовала возвращению Сервантеса в Испанию. Корабль, на котором он ехал со своим братом, попал в руки алжирских разбойников. Когда какое-нибудь пленное судно приводили в алжирскую гавань, то прежде всего собирали все весла и уносили их на берег. Это делалось из предосторожности, чтобы христиане не могли под шумок уплыть обратно. Потом при радостных криках, толпы выгружали награбленную добычу и, наконец, приступали к осмотру пленных. Их обыскивали и сортировали: на богатых и знатных, за которых надеялись получить большой выкуп, и бедных от которых нечего было ожидать. С богатыми обращались милостиво в ожидании будущих выгод, зато бедным доставалась тяжелая доля. Их тотчас же заковывали в кандалы и заставляли исполнять самые тяжелые работы, а не то заключали в тюрьмы и подвергали различным истязаниям.

Сервантеса обыскали, как и других пленных, и нашли при нем письмо Дон-Жуана и еще одного знатного генерала. На этом основании, несмотря на все его уверения, решили, что он не простой солдат, а какое-нибудь важное лицо, и что его, конечно, не замедлят выкупить. На первых порах, турки окружали "знатных" пленников почестями, заискивали и льстили им. Однако, если их корыстные планы не удавались, то они круто изменяли обращение с жертвами: угрожали, назначали истязания и прибегали даже к кровавой расправе. Далеко не все пленники выдерживали жестокия пытки. Большинство из них, чтобы спастись, принимали магометанство. Вероотступникам, или ренегатам, предоставлялся почет и всякия преимущества. Турки то пытками, то приманками старались обращать христиан в свою веру. Христиане тоже оказывали посильное сопротивление. У них составилось несколько братств, которые задались целью облегчать участь своих пленных единоверцев и выкупать их из неволи. Особенное усердие выказывали Члены одного из таких братств, называвшиеся "отцами-искупителями".

подговорить пленных к поголовному возстанию. Для этого он прежде всего постарался сблизиться с наиболее решительными и смелыми товарищами. План Сервантеса состоял в том, чтобы бежать в ближайшее место, где стоял испанский гарнизон и, заручившись помощью войска, освободить несчастных собратьев. Друзья, которых он приобрел в тюрьме, отнеслись сочувственно к этому замыслу, и, наконец, после пятилетней неволи, он бежал с ними из тюрьмы. Они отыскали мавра, который взялся служить им проводником. Целый день под палящим солнцем вел он их по незнакомой местности и, вдруг, неожиданно скрылся, оставив их на-произвол судьбы. Приходилось или умереть с голоду, не принеся товарищам никакой пользы, или добровольно вернуться в темницу, чтобы разделить их страдания. Они предпочли последнее. Беглецов, обыкновенно, ждали жестокия пытки, но на этот раз Сервантеса и его друзей почему-то пощадили. С этих пор Сервантес начал приобретать особенное уважение среди пленных. Все с доверием обращались к "однорукому", и он никому не отказывал в помощи. Он находился в постоянных сношениях с "отцами-искупителями" и хлопотал о выкупе товарищей. Если же это оказывалось невозможным, то он всеми силами содействовал побегу несчастного раба. Первый пленник, выкупленный, благодаря Сервантесу, предложил собрать в Испании деньги для его освобождения. Сервантес дал ему письмо к своему отцу. Несчастный старик, пораженный горем, продал последний клочек земли и присоединил еще приданое обеих дочерей, чтобы выручить своих сыновей. Но Дали-Мами нашел присланную сумму недостаточной. Тогда Сервантес выкупил этими деньгами своего брата Родриго и поручил ему прислать к берегам Алжира корабль, который мог бы незаметно увезти партию беглецов. Тем временем он занялся необходимыми приготовлениями. Отыскав на берегу моря пещеру, где они могли бы укрыться, он заручился содействием одного позолотчика, который взялся доставлять им пищу. Корабль, пришедший к берегу за беглецами, подал сигнал. К несчастью, его услыхали мавры-рыболовы, которые тотчас же подняли тревогу, и корабль вынужден был уйти в открытое море. Беглецы остались ожидать более благоприятного случая. Но на третий день позолотчик выдал несчастных пленников и привел к пещере стражу. Сервантес мужественно взял всю вину на себя, На допросе он отвечал, что никто из христиан не виновен, так как он один составил заговор и убедил их бежать. Мужество Сервантеса и выказанная им сила воли повлияли на жестокого правителя Алжира, дея Гассана. Гассан не назначил ему истязаний, а отослал обратно в тюрьму, и впоследствии купил этого необыкновенного раба у Дали-Мами.

Придумывая различные способы освобождения пленных христиан, Сервантес в то же время заботился о том, чтобы поддержать в них бодрость духа и разсеять их тяжелые думы. Заключенные, с которыми обращались самым безчеловечным образом, томились от бездействия. Все помыслы их направлены были к освобождению и выкупу. В тюрьме только об этом и было разговору. Сервантес сам смотрел на свободу, как на "сокровище, дарованное человеку небесами" и говорил, что "за свободу, как и за честь нужно рисковать жизнью, так как высшее зло это - рабство". Но как он ни страдал от неволи, а перед товарищами не показывал вида и старался всегда быть веселым. Он устраивал общия беседы, заставлял товарищей рассказывать свои воспоминания о былых сражениях и победах, сам рассказывал о великих людях, об истории, о литературе, писал стихи и читал их вслух. Однажды, на святках, он- по памяти розыграл какую-то духовную пьесу Лопе-де-Руэда. С тех пор это пошло в ход. Тюремщики не препятствовали этому и даже впускали посторонних зрителей, с которых брали в свою пользу небольшую плату.

Устраивая такия развлечения, Сервантес, однако, не переставал думать о поголовном освобождении христиан. События как-будто благоприятствовали этому· плану. Король Филипп II выслал войско и флот к южному берегу Испании, и все думали, что он приготовляется к походу в Африку. Гассан, ожидавший нападения испанцев, заставил пленных возстановить алжирския стены. Это была очень тяжелая и изнурительная работа. Отношение магометан к христианам в это время стало еще безчеловечнее. Всюду, в тюрьмах, в церквах, на пристанях можно было встретить людей с отрезанными носами и ушами, с переломанными руками и ногами, с выколотыми глазами. По этим приметам узнавали христиан; это были следы пыток, которым они подвергались.

Однако, король испанский и не думал предпринимать похода на Алжир: он двинул свои войска в Португалию, которую разсчитывал подчинить себе. Когда это выяснилось, Сервантес написал коменданту одной крепости письмо, в котором просил дать ему и нескольким товарищам конвой, чтобы они могли убежать. Посланный мавр был схвачен, привезен обратно в Алжир и посажен на кол. Сервантеса приговорили к двум тысячам палочных ударов, но друзья вымолили ему прощение.

Все эти неудачи все-таки не заставили Сервантеса опустить руки, и он в четвертый раз попытался бежать. Знакомые купцы на свой счет снарядили для этого корабль, но в последнюю минуту один из недоброжелателей донес о предполагавшемся побеге. Сервантес, бежавший из тюрьмы, скрывался у одного своего друга. Тогда Гассан объявил, что всякий, кто дает убежище Сервантесу, подлежит смерти. Узнав о том, какая опасность грозила его другу, Сервантес немедленно предал себя в руки властям. Его связали, накинули петлю на шею и в таком виде привели на допрос. Он был уверен, что его вздернут на виселицу. Однако и на этот раз Гассан пощадил его; должно быть нравственная сила Сервантеса внушала ему известное уважение. Гассан собирался ехать в Константинополь и, как всегда, взял с собою своих рабов. Сервантес был прикован на галере, которая должна была везти его в Турцию, но тут судьба сжалилась над ним и послала ему освобождение. Один монах ордена Св. Троицы собрал среди купцов значительную сумму, присоединил к ней еще деньги братства и выкупил Сервантеса. В 1580 году возвратился Сервантес на родину. Отца он уже не застал в живых, брат служил в армии, прежние друзья разсеялись. Чтобы куда-нибудь пристроиться, он поступил в свой прежний полк, который в то время был послан в Португалию. В столице Португалии - Лиссабоне Сервантес был принят в лучших домах. Знакомство с португальской литературой, которая в то время стояла высоко, побудило его опять взяться за излюбленные литературные занятия. В Португалии он написал свой первый роман: "Галатеи", который в свое время имел успех.

военную службу, избрать себе постоянное местожительство и взяться за какое-нибудь спокойное занятие. Он переселился в Мадрид, где во то время жил испанский король, и посвятил себя литературной деятельности. Здесь Сервантес сблизился с некоторыми современными ему поэтами. Всех интересовала личность поэта-война и те приключений и опасности, которые ему пришлось пережить. Сам же он внимательно изучал все, что видел на родине, и сравнивал с впечатлениями, которые вынес из чужих краев. Он задумал с помощью пера познакомить Испанию со своими взглядами. Книги в то время распространялись медленно, и самой удобной представлялась ему форма драматических произведений. Театральные представления уже значительно усовершенствовались в сравнении с тем, что было при Лопе-де-Руада. Устроилось даже подобие постоянного театра. В Мадриде благочестивые братства отвели для представлений два двора. Актеры играли под навесом, а зрители помещались во дворе под открытым небом или в окнах примыкающого дома. Женщины стояли отдельно от мужчин. Спектакли давались по воскресным и праздничным дням, если погода бывала хороша. Появились и писатели для сцены; их пьесы почти всегда носили шутливый характер, служили для увеселения публики. Сервантес стал писать серьезные драмы, в которых изображал нравы испанского народа, говорил о войне мусульман с христианами и о тяжелом положении пленных. Так, в одной драме он выводит человека с сильным характером, который, несмотря на все муки, не поддается искушению, и другого слабого, который оказывается малодушным и изменяет своей вере. Сюда же введен рассказ об одном действительном событии: в Испании сожгли на костре мусульманина, и, узнав об этом, разъяренная толпа в Алжире подвергла такой же казни католического священника. Этим Сервантес хотел показать, как отражается жестокое обращение испанцев с магометанами на положении пленных христиан, и приходил к выводу, что необходимо уничтожить ужасы испанской инквизиции.

Сначала пьесы Сервантеса имели успех, и он надеялся, что новая деятельность, которая пришлась ему по душе, обезпечит ему заработок. Но в это время появился новый молодой драматический писатель Лопе-де-Вега. Пьесы его не проводили никаких серьезных мыслей, но приноровлены были ко вкусам публики и так нравились, что актеры перестали играть произведения других писателей. Для Сервантеса это было большим бедствием: приходилось опять искать средств к жизни. Он переселился в Севилью, где принужден "был оставить литературу и искать другого заработка. Первое время он служил у агента, который занимался поставкой продовольствия для американского флота. Ему приходилось разъезжать по селам и деревням и закупать съестные припасы. Обязанность эта была тяжела, но давала ему верный кусок хлеба. Во время своих поездок он хорошо изучил жизнь и нравы своего народа и впоследствии замечательно описал их в своих лучших произведениях.

Когда поставка во флот была закончена, Сервантесу пришлось взять другую должность - сборщика государственных недоимок. Тут ему пришлось пережить много невзгод. Так, однажды, защищая интересы правительства, Сервантес конфисковал хлеб, принадлежавший какому-то монастырю. Монахи вознегодовали и отлучили его за это от церкви. В другой раз ему пришлось собирать недоимки на большую сумму, и некоторую часть её он доверил знакомому торговцу. Тот обанкротился и не заплатил следуемых денег. Сервантес был обвинен в растрате и привлечен к суду. Хотя растраченная сумма была невелика, но Сервантес так бедствовал, что не мог уплатить её и потому на три месяца был заключен в тюрьму. По выходе из тюрьмы, он стал постепенно выплачивать свой долг правительству, но тянулось это еще лет десять.

Все эти бедствия сильно угнетали Сервантеса. Он несколько раз менял место жительства, работая по мере сил, и то и дело меняя занятия. Ему не везло. С 1603 года он вслед за двором короля переехал в Вальядолид и после двадцатилетняго промежутка опять стал заниматься литературною работою. Первое время, в Вальядолиде, семье Сервантеса жилось очень плохо: средства к жизни добывали его жена, дочь и жившия при них родственницы, вышивая золотом придворные костюмы. Сам Сервантес заведывал счетами маленькой мастерской, и за тем же столом, где работали прилежные женщины, оканчивал свою знаменитую книгу "Дон-Кихот", которую начал еще в тюрьме.

настоящее зло, с которым приходилось бороться. Рыцарство в Европе возникло, как известно, в средние века. Тогда господствовало право сильного, которому закон нередко должен был уступать, и на защиту слабых и угнетненных выходили рыцари. Их подвиги воспевались странствующими певцами в звучных стихах. Сказания о знаменитых рыцарях, как о короле Артуре и других, переходили из рода в род. Затем появились писатели, которые стали подражать этим сказаниям и описывать небывалые подвиги несуществовавших рыцарей. Отсюда мало-по-малу возникли так называемые рыцарские романы, которые были чрезвычайно распространены и читались с интересом, как сказки. В них изображались не прежния доблести рыцарей, время которых давно миновало, а драки и ссоры, вызванные ничтожными поводами, кровавое мщение, волшебники, заколдованные люди и тому подобные несообразности. Многия уважаемые лица стали, наконец, высказываться против этих книг. Молодежь слишком увлекалась ими, не умела отличить в них правды от небылиц и выносила из них только жажду приключений. В половине XVI века издан был закон, которым воспрещалось печатание, продажа и чтение рыцарских романов. Но ни закон, ни увещания отдельных лиц не помогали. И вот Сервантес задумал доказать всю нелепость рыцарских романов и этим отъучить от чтения их. Он вывел в своей книге бедного дворянина, Дон-Кихота, начитавшагося рыцарских романов, которые довели его до безумия. У него является мысль сделаться странствующим рыцарем, и вот он надевает на себя ветхие дедовские доспехи, седлает своего тощого Россинанта и в сопровождении мужичка Санчо Пансо, которого он произвел в Свои оруженосцы, отправляется в путь. Он собирается, "рыская по свету на коне, с оружием в руках, ища приключений, карая зло, возстановить правду, защищая гонимых и сирых, пускаясь, наконец, в самые ужасные приключения, покрыть себя неувядаемой славой". Мечты его совсем не соответствуют действительности. В своих странствованиях он принимает ветряные мельницы за великанов, стадо овец за войско, трактир за дворец и т. д. Перед смертью он сознает, как сильно заблуждался и как далек был от настоящей жизни. Сервантес вполне достиг своей цели. После Дон-Кихота не было написано ни одного рыцарского романа, а все существовавшие прежде мало-по-малу пришли в забвение. Помимо этой первоначальной цели роман имеет то значение, что в лице Дон-Кихота с необыкновенной жизненностью изображены вечные стремления человечества к возвышенным целям в их столкновении с практическими требованиями действительности.

который читал книгу-и по временам неудержимо хохотал, воскликнул: "этот человек или дурак, или читает Дон-Кихота". Книга, которая произвела такое впечатление, принесла мало выгоды Сервантесу. Он должен был продать ее издателю за безценок, так как страшно нуждался. Позднее Дон-Кихот был переведен на различные языки и разошелся по всему миру.

дворянам, считают для себя труд унизительным, и гордятся своим воровским ремеслом. Вслед за тем появилась, его сатирическая поэма "Путешествие на Парнас", где он осмеивал различных бездарных испанских поэтов. Этим он нажил себе много врагов, которые не замедлили коварно отомстить ему. В 1614 году вышла в свет книга под заглавием: "Вторая часть, изобретательного гидальго Дон-Кихота Ламанчскаго* содержащая рассказ о его третьем выезде и пятую книгу его приключений". Подписана она была неким Авельянеда и под видом продолжения романа Сервантеса представляла целый ряд оскорблений и насмешек над несчастным автором настоящого Дон-Кихота. Сервантес узнал об этой подделке, когда уже написал около 60 глав своей второй части, и в остальных главах он везде стыдит Авельянеду. Эта подделка заставила Сервантеса поскорее закончить вторую часть Дон-Кихота, и она вышла в свет в начале 1615 года. Сервантес чувствовал, что ему вполне удалось выполнить намеченную задачу, и он заканчивает книгу словами: "единым моим желанием было предать всеобщему посмеянию сумасбродно-лживые рыцарския книги и, пораженные на смерть истинной историей моего Дон-Кихота, оне уже тащатся, пошатываясь, и скоро падут и во-веки не поднимутся".

После Дон-Кихота Сервантес принялся за роман "Персилес и Сигизмунда", но умер, не успев издать его. В то время, как он его писал, он уже чувствовал приближение смерти. Он закончил его прощанием: "и так прощайте шутки, прощай веселое настроение духа, прощайте друзья! Я чувствую, что умираю; у меня остается только одно желание - увидеть вас вскоре счастливыми на том свете". В другом из предсмертных сочинений он с благодарностью называет имена нескольких лиц, которые поддерживали его в тяжелые минуты и не дали умереть с голоду. Сервантес сделал все необходимые распоряжения и перед смертью принял пострижение в монахи. Умер он в апреле 1616 года, за несколько дней до своего великого современника Шекспира. Его похоронили в монастыре ордена Св. Троицы. Впоследствии этот монастырь отошел от ордена, и когда хватились могилы Сервантеса, то ее уже не нашли. Неизвестно, где покоятся останки великого писателя - над ними нет могильной плиты: но миру всегда будут напоминать о нем его замечательные произведения.


"Юный Читатель", No 10, 1900