Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Раевская Мария: 10 интересных фактов из биографии Аркадия Аверченко

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Биография
Связанные авторы:Аверченко А. Т. (О ком идёт речь)

12 марта 1925 года ушёл из жизни известный русский писатель, сатирик и театральный критик Аркадий Аверченко.

Аверченко умер в Пражской городской больнице, не дожив двух недель до 45 лет. Он не сумел выполнить собственное завещание: "…не смотрите на мир так, как будто он — неловкий слуга, не сумевший услужить вам, и поэтому достойный презрения и проклятий! Используйте его получше и умирайте попозже". Впрочем, Аверченко не сумел выполнить только последний пункт – насчёт долгой жизни. А вот в остальных преуспел. Его судьба была завидной. Аверченко редактировал суперпопулярные сатирические журналы "Сатирикон" (1908-1913) и "Новый Сатирикон" (1913-1918), один за другим выпускал сборники рассказов, снимался в кино, хорошо зарабатывал, заслужил звание "король смеха". Его ценили как Николай II, так и Ленин. И в эмиграции Аверченко, в отличие от многих других писателей, не потерял себя, не голодал, а много работал, выступал с концертами, был успешен.

Личность Аверченко всегда была окружена мифами и слухами. Как и многие писатели (и как почти все юмористы), в автобиографических рассказах он искажал многие детали своей биографии. А установить истину было нелегко – в советское время творчество Аверченко на несколько десятилетий (с 1934 года, когда Горький назвал его представителем "чисто мещанской литературы", и до хрущевской "оттепели") оказалось под запретом, старые издания изымались из библиотек, новые не выходили, его изучение не поощрялось. Только теперь легенды начинают развенчиваться, и образ Аверченко предстает живым и полнокровным. Этому немало помогла его биография в серии "Жизнь замечательных людей", написанная доцентом Севастопольского городского гуманитарного университета Викторией Миленко (2010).

"Вечерняя Москва" представляет вашему вниманию 10 убийственно серьёзных фактов из биографии "короля смеха".

и справочниках указывался 1881-й год. В 2006 году широко отмечалось 125-летие Аркадия Аверченко, была выпущена памятная марка. Тем не менее уже в 2001 году была опубликована статья севастопольской исследовательницы Светлана Шевченко, которая отыскала в местном архиве Книгу записи актов гражданского состояния Петро-Павловской церкви. Оказалось, правильная дата рождения Аверченко – 15 (27) марта 1880 года.

2. В 1906 году Аверченко получил серьёзную травму левого глаза, он у него перестал видеть и хранил неподвижность. Рассказывалось, будто глаз поранило осколками стекла, но как они туда попали – то ли Аверченко в драке разбили пенсне, то ли он стоял рядом со стеклянной дверью, по которой ударил пьяный – непонятно. Добавим, что и правым глазом Аверченко видел очень плохо (из-за сильной близорукости он не получил даже начального образования). Так что блестящая литературная карьера полуслепого человека была плодом его невероятной силы духа и воли.

3. Аверченко отличался мягким характером, он повторял: "Я кисель, никакой бритвой меня не разрежешь". В "Сатириконе" он не любил редактировать чужие фельетоны: "Каждый сам за себя отвечает. Напишет несколько раз плохо, перестанем печатать". И авторы сами себя держали в узде. А для графоманов из "самотека" была рубрика "Почтовый ящик "Сатирикона", где передразнивали фразы из их опусов, не называя имен. Одна дразнилка вошла в историю: "Вы пишете в рассказе: "Она схватила ему за руку и неоднократно спросила: где ты девал деньги?". Иностранных произведений не печатаем" (1909, № 48). Фразу "Она схватила ему за руку…" дважды цитировали братья Стругацкие, сейчас в Интернете её иногда приписывают им.

4. Однажды Аверченко обещал бутылку шампанского тому, кто подберет самую удачную рифму к его фамилии. Писатель Лев Никулин набросал: "Ты поди уверь щенка,/ Что мешает он Аверченко". Маяковский в стихотворении "Пустяк у Оки" предложил другой вариант: "А там, где кончается звёздочки точка,/ месяц улыбается и заверчен, как/ будто на небе строчка/ из Аверченко…" Причём опубликовано это было в "Новом Сатириконе" (1915, № 33). А другой автор журнала, Василий Князев, однажды утром сходил к редактору за гонораром, но Аверченко его не принял. Князев написал: "Крючок приверчен ко/ Двери. Дверь заперта. Чудесно!/ Твори, Аверченко,/ Твори!/ Бумага бессловесна".

5. Аверченко много сделал для становления русской кинокомедии. В 1913 году он снялся в фильме "Корифеи русской литературы на охоте". По его сценариям сняты фильмы "Блюститель нравственности" (1914), "Без пуговиц" (1915) и "Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок" (1916).

"рассказы Аверченко о детях". 7 мая 1918 года Николай II записал в дневнике: "Вчера начал читать вслух книгу Аверченко "Синее с золотом". Есть легенда, что Аверченко приглашали в Царское Село выступить перед императорской семьей. Подтверждений нет, даже годы мемуаристы называют разные (от 1910 до 1914). Известно лишь одно – Аверченко не поехал. Как редактор и журналист он был в оппозиции правительству.

7. В 1918 году Аверченко бежал из революционного Петербурга в Москву, потом в Киев, почти весь 1919 год провёл в разных городах занятого белыми юга России, пока в 1919 году не осел в родном Севастополе, где прожил последние два года, до эмиграции. Есть сведения, что Аверченко писал для Генерального штаба Белой армии юмористические прокламации, которыми потом осыпали с самолета голодных красных бойцов. Текст был примерно такой: "А мы сегодня отлично пообедали. На первое борщ с ватрушками, на второе поросенок с хреном, на третье пироги с осетриной и на заедку блины с медом. Завтра будем жарить свинину с капустой, ветер будет в вашу сторону".

"Дюжина ножей в спину революции". Его герои с грустью вспоминают утерянную старую Россию. Через год книга была переиздана в Париже, и на нее откликнулся в газете "Правда" (22 ноября 1921 года)… сам Ленин. Владимир Ильич назвал автора "озлобленным почти до умопомрачения белогвардейцем", однако саму книжку призвал "высокоталантливой". Рецензия заканчивается словами: "Некоторые рассказы, по-моему, заслуживают перепечатки. Талант надо поощрять". И в Советской России, действительно, стали публиковать отдельные произведения Аверченко (обычно сопровождая их опровержительным комментарием), чему сам сатирик не радовался.

9. В "Двенадцати стульях" в главе 30 ("В театре Колумба") мебель к авангардному спектаклю "Женитьба" была изготовлена в "мастерских Фортинбраса при Умслопогасе". Остап передразнивает: "А мне не понравилось, (…) что мебель у них каких-то мастерских Вогопаса. Не приспособили ли они наши стулья на новый лад". Это пародия на неудобоваримые громоздкие сокращения, модные в 1920-е годы, вроде "Вхутемас". Каждое имя – литературная аллюзия. Фортинбрас – герой "Гамлета", Умслопогас – персонаж романа Генри Хаггарда. А "Вогопас" - из рассказа Аркадия Аверченко "Городовой Сапогов". Городовой, ярый антисемит, инспектирует деятельность предпринимателей-евреев и повсюду подозревает мошенничество. Печатнику он заказывает изготовить в его присутствии визитную карточку. Для этого имя, фамилию и отчество – "Павел Максимович Сапогов" - надо нанести на литографский камень в обратном порядке. Прочитав "Вогопас Чивомискам Левап", тупица-городовой приходит в бешенство и велит еврею покинуть город в 24 часа.

10. Аверченко не был женат, законных детей у него не осталось, разыскать его родственников очень сложно. Тем не менее биограф Виктория Миленко нашла в Москве двоюродную внучку писателя, Наталию Одинцову (её отец – сын сестры Аркадия Тимофеевича Надежды). Наталия Игоревна рассказала удивительную историю. Ей пришлось разрабатывать курс по синергетике. Она стала читать специальную литературу и обнаружила, что ключевое понятие синергетики – нелинейность – объясняется через рассказ её двоюродного деда "Люди, близкие к населению". "Кто после этого станет утверждать, что Аверченко не современен?"