Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Захер-Мазох

Заявление о нарушении
авторских прав
Год:1930
Категории:Критическая статья, Биография
Связанные авторы:Шиллер Ф. П. (О ком идёт речь), Захер-Мазох Л. (О ком идёт речь)

Захер-Мазох

ЗАХЕР-МАЗОХ Леопольд, фон [Sacher-Masoch, 1836--1895] - немецко-австрийский писатель, по происхождению русин, сын галицийского полицейпрезидента. Будучи по образованию историком, З.-М. рано оставил университетскую работу и быстро сделался одним из популярнейших писателей Австрии, редактировал также ряд журналов ("Belletristische Blätter", "Auf der Höhe").

Творчество З.-М. относится к периоду промышленного расцвета Австрии, когда интеллигенция, протестуя против капиталистического завоевания деревни, одновременно увлекается блеском и богатством буржуазии. Отсюда у этой группы интеллигенции [как напр. и у Гамерлинга (см.) воззрение нашло особенно благоприятную почву вследствие патологических его предрасположений: по мнению З.-М. радость любви заключается в том, что сильная, мужественная женщина мучает слабого и женственного мужчину. Эта тема встречается во всех его произведениях - в ранних менее, в поздних более ясно, и в конце концов приобретает специфически-патологический характер, выпадающий из области лит-ры (впоследствии немецкий психолог Крафт-Эбинг назвал эту болезнь мазохизмом). Уже в первом историческом романе З.-М. ("Последний король мадьяров", 1866) главная героиня отличается своеобразным деспотическим характером; вполне отчетливо мазохизм выступает уже в романе "Разведенная женщина" [1870] и в многочисленных рассказах и романах из жизни австрийского и русского двора ("Russische Hofgeschichten", 1886, "Wiener Hofgeschichten", 1885, 2 тт., и мн. др.).

Но З.-М. вошел в историю лит-ры не только как выразитель "мазохизма": он для немецкой лит-ры "открыл" народную жизнь восточной Европы и с полным правом заслужил звание "национального поэта Галиции". Ярый противник дворянского строя Австрии [а также враг объединения Германии под властью Пруссии (З.-М. был добровольцем во время войны 1864 и написал антипрусскую пьесу "Стихи Фридриха Великого")], З.-М. также резко обрушивается в своих галицийских рассказах и на господствующие дворянские круги своей родины. Еще мальчиком он запомнил на всю жизнь картины политического и экономического угнетения польскими помещиками галицийского крестьянства. Не будучи чуждым некоторой романтизации сельского быта, З.-М. тем не менее - последовательный реалист; он прекрасно знал положение, быт и нравы всех народностей Галиции и всегда подходил к каждой из них, как ученый: изучал ее язык, сказания, обычаи и нравы. В его новеллах и рассказах замечается влияние Тургенева. Лучшие новеллы из народной жизни входят в сборники "Galizische Geschichten" [1876], "Judengeschichten" (русск. перев., "Еврейские рассказы", М., 1899), "Граф Донский" [1864]. "Das Vermächtnis Kains" (1870, русск. перев., "Завещание Каина", СПБ., 1888); особенно его "Der Don Juan von Kolomea" (Дон-Жуан из Коломеа) и "Venus im Pelz" (Венера в мехах) пользовались громадным успехом. Еврейские рассказы З.-М. проникнуты симпатией к низшим слоям еврейского населения Галиции и теплым юмором. В ряде романов З.-М. изображает общественно-политическую жизнь Австрии [в "Kaunitz" - Австрию XVIII в., в "Die Ideale unserer Zeit", 1876 (русск. перев., "Идеалы нашего времени", СПБ., 1890), дана жестокая критика аристократического строя Австрии и т. д.].

В последний период своего творчества З.-М. задался грандиозным планом серии новелл, которая должна была распадаться по темам на следующие отделы: любовь, собственность, государство, война, труд и смерть. Каждый отдел в свою очередь должен был состоять из шести новелл, из к-рых в пяти изображались заблуждения людей, а шестая указывала выход из положения. Если бы этот план был осуществлен, то мы имели бы самый обширный по замыслу сборник новелл в мире, где все явления человеческой жизни рассматривались бы под определенным углом зрения; написаны были только два первых отдела, от некоторых других сохранились лишь отрывки.

Несмотря на свои несомненно социальные устремления, З.-М. в большинстве своих произведений выражает упадочнические настроения второй половины XIX в.; его эротически-патологические романы пользовались особенно большой популярностью в определенных общественных кругах Франции.

Библиография:

"Дело", 1877, II; "Век", 1883, II; 1885, IV; "Наблюдатель", 1883, II; 1887, IX; 1888, XII; и др.), так и отдельными изданиями. Кроме упомянутого: Черный кабинет, Повесть, СПБ., 1875; Галицийские рассказы, Гайдамак, Крестьянский суд, СПБ., 1876; Душегубка, Роман, СПБ., 1887; Ищут человека, Роман, СПБ., 1888; Общество врагов женщин, Роман, СПБ., 1888; Жестокие женщины, СПБ., 1908; Демонические женщины. Теодора, Рыжие волосы и др. рассказы, СПБ., 1913, и др.

II. Михайловский Н. К., Палка о двух концах, "Отеч. записки", 1877, VIII (и Собр. сочин., т. VI); Bentzon, Sacher-Masoch, sa vie et ses œuvres, "Revue des deux Mondes", 1875; W., Literarische Physiognomien, 1884; Schlichtegroll C. F., von, Sacher-Masoch und der Masochismus, 1901; , von, Meine Lehensbeichte, 1906; Meyer R. M., L. v. Sacher-Masoch, 1907.

Ф. Шиллер