Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Егоров Б. Ф.: Аполлон Александрович Григорьев (Большая Советская Энциклопедия)

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Биография
Связанные авторы:Григорьев А. А. (О ком идёт речь)

Аполлон Александрович Григорьев [около 20. 7(1. 8). 1822, Москва, — 25. 9(7. 10). 1864, Петербург], русский литературный критик и поэт. Сын чиновника. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 1840-х гг. увлекался утопическим социализмом и масонством. Стал главой т. н. молодой редакции «Москвитянина» и его ведущим критиком (1850—56). Для статей Григорьева 1850-х гг. характерна романтическая утопия, мечта о патриархальном народе, свободном, талантливом (черты такого идеала Григорьев видел в русском купечестве). Свою эстетику Григорьев создавал под влиянием философов-идеалистов ф. Шеллинга и Т. Карлейля. Основной пафос «органической критики» Григорьева — защита в искусстве «мысли сердечной», синтеза мысли и души художника, интуитивности и целостности познания жизни. Главное внимание Григорьев уделял национальным и нравственным проблемам современного искусства, но, в отличие от революционных демократов, отказывался от политических выводов и интересовался не столько объективной сущностью характеров персонажей, сколько отношением автора к героям, отражением в них «натуры» автора. В 1840-х гг. Григорьев восхищался творчеством Н. В. Гоголя; в «Москвитянине» он защищал «патриархальные» пьесы А. Н. Островского; после 1855 признал в русском национальном характере не только «смирение», но и бунтарство; начал положительно отзываться о творчестве М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена, И. С. Тургенева, а идеалом для него стал А. С. Пушкин. В 1861 вместе с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым Григорьев выступил как пропагандист идей почвенничества. Сотрудничал в журнале «Время» (1861—63). В этот период усиливается историзм критического метода Григорьева, растет интерес к протесту личности («О развитии идеи народности в нашей литературе», 1861—62), однако он пытается примирить западничество и славянофильство, соединить передовые идеалы эпохи с христианством.

В стихах Григорьева отразились его колебания: он писал и масонские «Гимны», и нелегальные революционные стихи. Но главный его герой — страдающая романтическая личность со «стихийностью» и роковой таинственностью чувств. В лирический цикл «Борьба» (1857) входят лучшие стихи Григорьева («О, говори хоть ты со мной...», «Цыганская венгерка»). Григорьев переводил Шекспира, Байрона, Гейне, Беранже. Его поэзия оказала влияние на А. А. Блока.