Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Лозовецкий В. С.: Поль Скаррон: биографическая справка

Заявление о нарушении
авторских прав
Год:1971
Категория:Биография
Связанные авторы:Скаррон П. (О ком идёт речь)

СКАРРОН (Scarron), Поль (4.VII.1610, Париж, - 7.X.1660, там же) - франц. поэт, романист и драматург. Выходец из бурж.-чиновничьей семьи. Выступил с книгой бурлескных стихов ("Recueil de quelque vers burlesques", 1643). Известность принесли С. поэмы-травести "Тифон, или Гигантомахия" ("Typhon ou Gigantomachie", 1644) и "Перелицованный Вергилий" ("Virgile travesti", 1648--52), утвердившие его как создателя нового жанра в европейской поэзии - бурлески и поэм-травести. В них С. выступил противником эстетики классицизма; в бурлескном изображении античных богов и героев, наделяя их человеческими слабостями и пороками и изображая в нарочито будничной обстановке, он пародировал прециозных поэтов (см. Прециозная литература), переносивших галантные нравы светских салонов в античную мифологию. Написанные выразит. нар. языком, проникнутые религ. вольномыслием и чувством юмора, поэмы-пародии С. способствовали обращению лит-ры к жизни и знаменовали победу демократич. вкусов, вызвав множество подражаний: "Евангелие бурлеска" ("Evangile burlesque", 1649) и др. Ш. Перро, подражая С., написал "Стены Трои, или Происхождение бурлеска" ("Les murs de Troie ou l'Origine du burlesque", 1653). Сблизившись с участниками Фронды (1648--531. С. стал одним из авторов бурлескных стихов, направленных против первого министра Франции Дж. Мазарини - стихотв. памфлет "Мазаринада" ("La Masarinade", 1649).

0x01 graphic

Славу С. принес "Комический роман" ("Le roman comique", 1651--57); роман не был закончен, его продолжил А. д'Офре, написавший в 1678 третью (последнюю) часть романа, явившегося наряду с "Жизнеописанием Франсиона" Ш. Сореля одним из первых франц. бытовых реалистич. романов. В нем, продолжая борьбу с эстетикой галантно-героич. и пасторальных романов, С. давал широкое изображение быта и нравов Франции 1-й пол. 17 в. и противопоставлял миру смешных и порочных обывателей положит. героев, актеров бродячей труппы; в их романтич. образах он воспевал душевное благородство и веру в торжество разума. Живость и яркость характеров, драматизм повествования "Комического романа" были причиной его театрализации: Ж. Лафонтен в соавторстве с актрисой Шанмеле написал комедию "Раготен, или Комический роман" ("Ragotin ou le Roman comique", пост. 1684, опубл. 1702).

0x01 graphic

"Комический роман" (Париж, 1651). Фронтиспис.

Прием пародирования антич. сюжетов в поэмах-травести С. использовал и по отношению к исп. "комедии плаща и шпаги" (П. Кальдерон, Ф. де Рохас Соррилья, А. де Кастильо-и-Солорсано), откуда он черпал тематику и композицию своих пьес, вводя в качестве гл. персонажа франц. актера Жодле. Образ Жодле в комедиях С. "Жодле, или Хозяин-слуга" ("Jodelet, ou le Maître-valet", пост. 1645, опубл. 1646), "Три Доротеи, или Обесчещенный Жодле" ("Trois Dorothées ou Jodelet soufleté", 1646) и Криспена в трагикомедии "Саламанкский школяр, или Великодушные враги" ("L'Ecolier de Salamanque ou les Généreux ennemis", 1655) утвердили на франц. сцене и в драматургии тип остроумного слуги, получивший свое развитие в комедиях Мольера, Ж. Ф. Реньяра и А. Р. Лесажа. Показывая слугу в роли господина, С. средствами гротеска и пародии разрушал традиц. представление о дворянстве. В своих пьесах он использовал фарсовые традиции; живой и гибкий их язык построен на острых столкновениях. Завершили творчество С. "Трагикомические новеллы" ("Les Nouvelles tragicomiques", 1661, посмертно); две из них - "Лицемеры" ("Les hipocrites") и "Наказанная скупость" ("Le châtiment de l'avarice") - использованы Мольером при создании комедий "Тартюф" и "Скупой". Рус. писатели В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков отмечали значение С. в создании бурлескной поэзии; в жанре героикомических поэм-травести писали поэты Н. П. Осипов, В. И. Майков, М. Д. Чулков и др.

Сочинения:

Œuvres, v. 1--7, P., 1786; Théâtre complet, P., 1879;

Le Roman comique, P., [1955]; Poésies diverses, t. 1--2, P., 1947--[1961];

в рус. пер. - Комический роман, предисл. Н. Кравцова, М. - Л., 1934;

Трагикомич. новеллы, предисл. В. Блюменфельда, Л., 1938;

Комедии, предисл. В. Лозовецкого, М., 1964;

Литература:

История франц. лит-ры, т. 1, М. - Л., 1946, с. 396--99;

Лозовецкий В. С., Поэзия П. Скаррона, "Уч. зап. Абаканского гос. пед. ин-та", 1955, в. 1;

Франс 

Morillot P., Scarron et le genre burlesque, P., 1888;

Gautier Th., Les grotesques, P., 1904;

Magne 

его же, Bibliographie générale des œuvres de Scarron, P., 1924;

 L. T., Lexique de la langue des œuvres de Scarron, Aix-en-Provence, 1930.

В. С. Лозовецкий.

"Советская Россия". - 1971. - С. 886--888.