Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Джон Мильтон

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Гербель Н. В., год: 1875
Категория:Биография
Связанные авторы:Мильтон Д. (О ком идёт речь)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Джон Мильтон (старая орфография)

АНГЛИЙСКИЕ ПОЭТЫ
В БИОГРАФИЯХ И ОБРАЗЦАХ 

Составил Ник. Вас. Гербель 

САНКТПЕТЕРБУРГ 


1875 

ДЖОН МИЛЬТОН.

принял протестантство, вследствие чего был лишон наследства своим отцом и принуждён был поселиться в Лондоне, где и заработывал свой хлеб писанием прошений в судебные места. Твёрдость, с какою старик переносил лишения, которым он добровольно подверг себя, лишь бы остаться верным своим убеждениям, имела огромное влияние на развитие характера его сына, и сделала его, впоследствии, суровым и непреклонным поборником свободы совести. Музыкальные способности отца также перешли к сыну. Молодой Мильтон получил весьма хорошее образование: тщательно подготовленный дома, он был на пятнадцатом году отдан в училище св. Павла, в Лондоне, откуда, два года спустя, перешоль в Кембриджский университет. Будучи горд и самолюбив, он не терпел ни малейшого принуждения и контроля, что, впрочем, не мешало ему быть весьма прилежным и окончить курс одним из первых. Первым поэтическим произведением Мильтона был гимн на Рождество Христово, написанный им на 21 году своей жизни, еще в бытность его в университете, в котором каждый стих дышал красотою и делал ясным для каждого, какое новое и блестящее светило готово было озарить английскую поэзию.

В 1632 году Мильтон оставил университет со степенью магистра и поселился в доме отца, купившого небольшое поместье в Букингамшейре. Здесь прожил он около пяти лет, посвящая время изучению классической литературы и поэзии; здесь же были написаны им известные маскарадные пиэсы его: "Аркадия" и "Конус", и поэма "Lycidas". Описательные поэмы его "Весельчак" (L'Allegro) и "Меланхолик" (Il Penseroso) также считаются принадлежащими этому счастливому периоду его жизни, хотя некоторые и предполагают, что они были написаны им ещё в университете. Все эти юношеския произведения Мильтона напоминают манеру Спенсера; что же касается "Комуса", то в нём заметно влияние Флетчера, Шекспира и других поэтов. Лучшими из них считаются поэмы "Аллегро" и "Пенсерозо". "Особенная манера Мильтона - говорит Маколей - нигде не обнаружилась с большею ясностью, как в его двух сочинениях: "Аллегро" и "Пенсерозо". Трудно себе представить, чтоб механизм языка мог достигнуть большого совершенства, чем какого он достиг в этих двух поэмах: оне настолько отличаются от других поэм, насколько самая роза отличается от розовой воды: крепко замкнутая эссенция -от жидкой микстуры. Их скорее можно назвать не поэмами, а только мотивами, из которых читатель может, но собственному желанию, составить для себя поэму. В них всякий эпитет может служить предметом для песни." В начале 1638 года Мильтон оставил Англию и, переезжая из города в город, объехал, в течение года, часть Франции и почти всю Италию- Принятый как нельзя лучше первыми умами этой последи ей страны, он посетил в Риме Галилеи, бывшого в то время пленником инквизиции. Возвратившись на родину, Мильтон немедленно начал свою публицистическую деятельность сильными наладками на роялистов и прелатов, во имя свободы мысли и слова. Вот что говорит Маколей, разбирая политическую деятельность славного поэта: "Он не был пуританином, но был и вольнодумцем; так же мало принадлежал он и к роялистам. В нём были соединены в гармоническую связь все благороднейшия качества каждой из названных нами партий. Мильтон выбрал и обратил в сущность своей натуры всё великое и хорошее, что было в представителях двора и парламента, готических монастырей, мрачно-траурных кружков круглоголовых и в членах тайных обществ; но, усвоивая себе всё, что находил в них хорошого, он отвергал те пагубные стороны, с которыми эти люди были в соприкосновения. Подобно пуританам, он жил, как-будто постоянно находился перед лицом великого Учителя; подобно им, он постоянно обращал свои чувства к Всемогущему Судие и к вечной награде. В этих-то чувствах почерпал он, подобно пуританам, презрение ко всему внешнему миру, их энергию, их спокойствие и их непреклонную решимость. Но самый холодный скептик или самый отъявленный насмешник не мог бы показать себя более свободным от их безсмысленных мечтаний, от их диких манер, их напыщенного языка, их пренебрежения к знанию и отвращения ко всякого рода удовольствиям... Стараясь низвергнуть нетвёрдого в слове короля и угнетающую иерархию, он действовал только заодно с другими. Но вся слава битвы, которую вёл он, свобода, которой он требовал и которая имеет самую высокую цену, свобода мысли человеческой, эта слава и это побуждение - безраздельно принадлежат ему одному. Десятки тысяч из его современников подавали голос против сбора денег с кораблей и против учреждения верховного уголовного суда; но только весьма немногие понимали гораздо-существеннейшее зло, которое заключалось в духовно-нравственном рабстве, и те блага, источником которых служит свобода прессы и неограниченное право частного мнения."

кавалера вернулась, наконец, к нему и он, подобно своему Адаму, был побеждён женской прелестью. Что же касается её родных, обращавшихся с ним враждебно и презрительно во всё время торжества королевской партии, то он поступил в отношении их ещё великодушнее, оказав им защиту и помощь после падения королевской власти. Когда власть перешла в руки пресвитерианцев и их сила стала не менее королевской тяжела для республиканцев, стеснив свободу печати, Мильтон выступил против них с своею "Речью за свободу печати", которая, не говоря о превосходном её исполнении по мысли и слогу, в высшей степени замечательна тем, что первая поставила право свободной печати основою всей политической и религиозной свободы. При переходе власти в руки республиканской партии, правительственный комитет парламента назначил Мильтона государственным секретарём иностранных дел. Эту важную и влиятельную должность поэт занимал во всё продолжение республики. Вершины же своей политической деятельности достиг он изданием своей известной "Защиты английского народа", в которой он с жаром доказывает право нации судить и наказывать преступных тиранов. Чрезмерное напряжение при составлении этой книги, написанной Мильтоном по поручению Государственного Совета, лишило его зрения.

Около этого же времени Мильтон лишился своей первой жены, что не помешало ему, в исходе 1656 года, жениться снова на Катерине Вудкок, дочери капитана, которая, спустя полтора года, также скончалась, вследствие несчастных родов. С возвращением Стюартов, Мильтон подвергся тяжким преследованиям и даже заключению в тюрьму, а книги его были сожжены рукою палача; но в декабре 1660 года, вследствие распоряжения Нижней Палаты, он был освобождён, так-как имя его не было включено в число изъятых из всепрощения, обнародованного за несколько месяцев перед тем. Возвратившись к частной жизни, поэт мог теперь свободно продолжать свои занятия и тем осуществить заветные мечты своей юности о литературной славе- Хотя и тех поэм, которые он написал в молодости, было совершенно достаточно, чтобы обезсмертить его имя, но для полноты его славы и славы его родины недоставало ещё его великой эпической поэмы. Предметом этой новой поэмы долженствовал быть потерянный рай, или падение человека, давно представлявшийся его воображению достойным сюжетом для поэтического произведения. Сначала он предполагал написать драму, как это видно из двух набросков, находящихся в его рукописях и сохранявшихся в Кембриджской библиотеке; но вскоре отказался от этой мысли и превратил драму в поэму, так-как талант его был более сроден эпической, чем драматической поэзии. Он начал свою безсмертную поэму, названную им "Потерянным Раем", разделённую на двенадцать песен и написанную нерифмованным пятистопным ямбом, в начале 1658 года, и окончил в 1665, как свидетельствует Эльвуд, посетивший его в это время в деревне, куда поэт удалился по случаю чумы, свирепствовавшей в столице.

В это время Мильтон был уже женат в третий раз. Его безпомощное положение, неразлучное с слепотою, нуждалось в женской заботливости - и он упросил своего друга, доктора Педжета, найдти ему жену. Педжет предложил ему свою двоюродную сестру, Елизавету Мнишель - и они.обвенчались в 1663 году. Невесте было всего 24 года. Она не имела от Мильтона детей и пережила его 53 годами.

"Потерянный Рай" был издан в 1667 году, причем рукопись была приобретена книгопродавцем Симонсом на следующих условиях: автор получает немедленно пять фунтов стерлингов, а по продаже 1300 экземпляров - остальные пять фунтов; такую же сумму получает он после продажи такого же числа экземпляров 2-го издания и пять фунтов после продажи третьяго. Третье издание вышло только в 1678 году, когда поэта уже не было на свете, после чего вдова его продала все свои права на "Потерянный Рай" Симонсу за восемь фунтов. "Господствовавшее тогда литераторство", говорит Шерр, "изо всех сил старалось не обращать внимания на величавое созданье; но, не смотря на то, уже к началу 18-го века за Мильтопом была совершенно упрочена слава первого эпическато поэта своей родины. "Потерянный Рай" составляет род божественной комедии, но только протестантской. При всей сверхъестественности содержания, здесь гораздо более человеческого, чем в поэме Данта. Лица Мильтона ближе к нам и возбуждают более живое участие, потому-что поэт умеет дать своему материалу форму действительности, то-есть поэтически действительного факта, умеет воплотить спиритуализм протестантского христианства в органически-связанную мифологию. Конечно, "Потерянный Рай" не может назваться вполне художественным эпическим созданием. Классическия воспоминания и богословие сильно вредят поэме; первые внесли робкое подражание классическим образцам в форму, последнее - догматическия топкости в содержание. В том и другом случае Мильтон не мог перешагнуть предела, поставленного его уму современностью. Но в целом проходит дыхание мужественного республиканца, а потому Мильтон и съумел из своего Сатаны, из смелого возмутителя против небесной автократии, создать такой величавый образ, который, как известно, не только составляет средоточие целого произведения, но, вместе с тем, чрезвычайно важен по своему влиянию на всю новую поэзию. Отдельные части поэмы имеют величайшее поэтическое достоинство. Как величественно-мрачно изображение ада и его властителей, какая оригинальная спелость в полёте Сатаны по необъятной бездне хаоса, "колыбели природы и, быть-может, её могиле", как трогателен гимн свету от лишенного зрения поэта (3-я песнь), как прелестно описание рая и любви первой человеческой четы, как великолепна картина появления Сына Божия в боевых рядах небесной рати!

"Возвращённый Рай", сюжетом для которой послужило евангельское сказание о искушении Христа в пустыне, и "Подвиги Самсона". Хотя первая из этих поэм менее популярна, чем "Потерянный Рай" и "Comus", тем не менее и в ней виден гений Мильтона, а некоторые места даже не уступают самым лучшим местам "Потерянного Рая".

Между-тем, деятельная жизнь поэта приближалась уже к концу; но, не смотря на продолжительные страдания, ум его оставался светел до конца, так-как "сила его духа - но словам Маколея - торжествовала над всеми бедствиями. Ни слепота, ни подагра, ни лета, ни домашния огорчения и политическия неудачи, ни злоупотребления и угнетения со стороны власти, ни пренебрежение в отношении к его особе - ничто не могло потрясти его спокойного и величавого терпения. Его прав был всегда одинаков и едва-ли гордость составляла порок его. По характеру Мильтон заслуживает название человека серьёзного и, может-быть, даже слишком строгого; но за-то никакия страдания не в состоянии были сделать этот характер мрачным и скучным. Он был одинаков и накануне великих событий, когда возвращался домой из путешествий, в период цвета физического здоровья и мужественной красоты, увенчанный литературной славой и согретый патриотическими надеждами, и в те минуты, которые проводил в приготовлениях к смерти, испытав на опыте все свойственные нашей природе бедствия: старост, бедность, слепоту и холодность людей."

Мильтон скончался 8-го ноября 1674 года, на шестьдесят шестом году от рожденья, и похоронен в Вестминстерском аббатстве.