Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Из воспоминаний А. Белого "Начало века" ("Берлинская редакция" 1922-1923 гг.)

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Белый А., год: 1921
Категория:Воспоминания/мемуары


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ А. БЕЛОГО "НАЧАЛО ВЕКА", Т. 3, ГЛ. 9--10

("Берлинская редакция" 1922--1923 гг. ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 27)

Угрозу России В. С. Соловьев видел в монгольском востоке; "панмонголизм" - символ тьмы, азиатчины, внутренне заливающий сознание наше; но тьма есть и в западе; и она-то вот губит сенатора Аблеухова в "Петербурге"; она же губит сына сенатора, старающегося при помощи Канта, реакционера в познании, обосновать социальную революцию без всякого Духа; татарские очи у Блока суть символы самодержавия, или востока; и символы социалдержавия, запада; здесь, как и там, одинаково "очи татарские" угрожают России.

Поэт <Блок, - ред.> волит битвы, общественной битвы с Врагом; и осознанием в себе воина приближается к теме он третьего испытания порогом. В духовной науке та встреча имеет название: встреча с драконом <...>

Нота близкой катастрофы и в ней нота востока (монголов, татар) переживались и мною: в те именно месяцы - и писал "Петербург"; повторяются там темы Блока <...>

Ошибся я: не к исходу тринадцатого, а к исходу четырнадцатого - все началось... Тема лихого "монгола" проходит в воздухе; и Аполлон Аполлонович, Николай Аполлонович - монгольского рода; "монгол", одержащий Н. А. Аблеухова ("Развязаны дикие страсти под игом ущербной луны"),48 "монгол" - его кровь; ощущает туранца в себе, ощущает арийство свое оболочкою, домино <...> Аблеуховы ощущают "монгола" - в себе; Александр Иванович Дудкин его ощущает во вне, на обоях (галлюцинацией, преследующей его) <...> "монгол" воплощается для него в негодяя Липпанченко: " - Извините, Липпанченко, вы не монгол?" - спрашивает он Липпанченко <...> Топоты конские раздаются уже над ночным Петербургом <...> Николай Аполлонович бросается к посетившему его туранцу; н поднимается между ними совсем бредовой разговор <...>

Руководящая нота в моем "Петербурге" - подмена духовной и творческой революции, которая не революция, а вложение в человечество нового импульса - темной реакцией, нумерацией, механизацией; социальная революция ("красное домино") превращается в бунт реакции, если духовного сдвига сознания нет; в результате же - статика нумерованного Проспекта на вековечные времена в социальном сознании; и - развязывание "диких страстей" в индивидуальном сознании <...> (л. 196--199).

Примечания

48 "На поле Куликовом" (Блок А. Собр. соч. В 8-ми т. M.--Л., 1960 т. 3, с. 252).



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница